Найти тему
172 тыс подписчиков

За Гусиноозёрском дорога к монгольской границе проходит Убиенный перевал. Мрачное название напоминает об осаде Селенгинска в 1688 году, когда китайскому вассалу тушэту-хану Чхуньдорджу 13 недель противостоял Демьян Многогрешный, ссыльный гетмaн Левобережной Укpaины. Острог выстоял, дождавшись подкрепления, а о павших напоминают теперь падь Убиенных и гора Убиенная за перевалом. На ней стоит с 1998 года крест с китайским (!) колоколом, а вот перевал чуть ранее застолбили буряты: тут не просто обоо, а Стоянка Гэсэра. Одна из нескольких устроенных в начале 1990-х над долиной Селенги.


Гэсэр - герой древнего эпоса, то ли проникшего из Великой Степи на Тибет, то ли спустившийся из Тибета вместе с буддизмом. Сейчас это сложно понять, так как испокон веков передававшийся из уст в уста Гэсэр зажил везде своей жизнью. У каждого племени и народа Сын Неба проходил один и тот же путь, но - в тех реалиях, которые были здесь понятны. Поэтому "Гэсэриады" разных народов - по сути разные произведения: если Тибет сын неба защищал в мире религии Бон, то бурятский "Абай Гэсэр" о 22 072 строчках называют "энциклопедией байкальского шаманства". Гэсэр почитается богом войны, но до чего показательно, что у степняков этот бог положительный! Сюжет "Гэсэриады" словно собран из трофеев разных вер и народов, когда-то услышавших грохот копыт монгольских коней: даже имя героя лингвисты возводят к латинскому слову "Кесарь", а его родину Кром - к Риму.

Отцом Гэсэра в тибетской версии был дух Мировой горы Сумеру, а в монгольской и ладакхской - Хурмаст, в имени которого сложно не признать зороастрийского Ахура-Мазду. У бурят с Хурмастом отождествляется Эсеге-Малан тенгри ("Отец Ясного неба") - сын Вечного Синего Неба и главный из божеств-тенгриев. В одних вариациях эпоса Гэсэр был первочеловеком, вылупившимся из космического яйца, а где-то Сын Неба и вовсе мессия, но не снизошедший дух, а людское дитя. Родился будущий герой жалким, слабым и даже сопливым, однако в юртах нет печей, на которых удобно лежать 30 лет и 3 года. Уже в младенчестве Гэсэр низверг своей магией чёрного шамана, в именах которого (монгольский Цотон, бурятский Чёрный Зутан) сложно не узнать Сатану. Побеждая мунгасов (демонов) жалкий мальчишка превратился в прекрасного юношу, обрёл сокровища чудесной страны Лин, её принцессу Другмо (у монголов - Рогмо-гоа, у бурят - Урмай-гохон), а под конец ещё небесного коня.

Одна из главных побед Гэсэра - низвержение северного царя-людоеда Лубсага, жена которого, однако, дала герою напиток забвения, и внушила, что он и есть северный царь. Страну Лин захватили призванные Цотоном хоры - воинственный народ под властью "шараблинских ханов". Их царь Гуркар (у монголов - Цагаан-Гэрту-хаан, то есть "Белоюртный хан") похитил Рогмо и насильно взял её в жёны - чем не судьба Бортэ, похищенной северным племенем меркитов, пока на другом конце Монголии воевал её муж Тимуджин? В конечном счёте Небо вернуло Гэсэру память, он вновь победил всех врагов, и освободив жену, ушёл с несметным войском покорять Китай.

В одном лице Ахура-Мазда, Рама, Христос, Цезарь, Чингисхан и ещё бог весть кто - кажется, на турнире эпических героев разных времён и народов Гэсэр победил бы всех. Культ его в пёстром БурМире особо силён среди сойтов в саянской глуши и монгольских племён селенгинской долины.
2 минуты
251 читали