Найти тему

Поль Сезанн. Игроки в карты. Самая дорогая картина в мире*.


Не все знают, что Сезанн написал пять версий "Игроков в карты". Действительно, эта выдающаяся серия состоит из пяти полотен. Примечательно то, что все они вышли под одинаковым названием – «Игроки в карты». С каждой последующей работой художник уменьшал количество изображенных людей, а также удалял с полотна лишние детали. В итоге наиболее лаконичной и вместе с тем самой известной из всей серии стала пятая картина – своего рода окончательный вариант работы художника над данным сюжетом.

В обычное время "Игроки в карты" рассеяны по миру, но иногда все пять картин привозят в одно место для участия в различных выставках. Одна из них постоянно находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, вторая — в Фонде Барнса в Филадельфии, третья — в Институте искусства Кутро в Лондоне, четвертая — в музее Орсе в Париже, а последняя с некоторых пор в частной коллекции эмира Катара.

На одной из выставок, в Париже в 1961 году, "Игроки в карты" были украдены прямо из музея с некоторыми другими картинами. Подробная информация относительно их возврата до сих пор неясна: одни источники говорят, что картины были возвращены несколько месяцев позже после уплаты выкупа, а другие утверждают, что все картины были найдены год спустя в Марселе в заброшенном автомобиле.

Чтобы показать весь трагизм возможной утраты картины для страны, во Франции была выпущена специальная почтовая марка, посвященная воровству картин (смотрите в галерее).

Героями знаменитой картины "Игроки в карты" стали простые французские крестьяне, живущие в Провансе, таком дорогом и родном сердцу художника месте. Сезанн запечатлел сдержанную и степенную игру в карты мужчин, сидящих за грубым столом в одном из местных кафе. По всей видимости, у него была возможность хорошо пронаблюдать и изучить этих людей, благодаря относительной неподвижности, которая характерна для игры в карты.

Примечательно, что ни на одном из пяти вариантов "Игроков" на столе нет денег. Точно не известно, что за карточная игра изображена на картине. Исследователи теряются в догадках, глядя на спокойные лица игроков в сочетании с отсутствием ставок на деньги.

Для “Игроков в карты” Сезанну позировали сельские жители, которые работали в его поместье. Картина была тщательно спланирована. За пять лет, которые ушли на создание "Игроков", художник нарисовал около дюжины эскизов и написал несколько портретов персонажей с картин для практики. Сезанн помногу раз усаживал крестьян в разные позы, экспериментируя с ракурсами, а позже использовал эти наброски вместо живых моделей для создания окончательных картин.

В отличие от многих своих друзей-художников, сомневающихся в ценности собственных работ, Сезанн периодически отчетливо чувствовал, а иногда и заявлял вслух, что он гений и что его картины начнут понимать очень нескоро после его смерти. Даже друзья, будущие импрессионисты, устраивавшие свои революционные выставки, побаивались смелости живописи Сезанна. Теперь-то можно уверенно сказать, что вклад художника в мировую живопись переоценить трудно, ему удалось построить мост между импрессионизмом XIX века и авангардизмом XX века.

“Игроки в карты” считаются одними из лучших работ Поля Сезанна, которые спустя столетие поражают ценителей живописи и ставят рекорды на аукционных торгах.

* Долгое время «Игроки» оставались самой дорогой картиной в мире, когда-либо выставленной на продажу за последние полтора века. Королевская семья Катара заплатила рекордную сумму за одну из версий "Игроков в карты". Поскольку сделка была частной, точная цена не названа. Известно только, что картина была продана за сумму от $ 250 до $ 300 млн. Единственное полотно, которое может составить конкуренцию "Игрокам", это не менее знаменитая картина Поля Гогена "Когда свадьба?", которая была продана примерно за $ 300 млн.

Другие статьи об этом выдающемся художнике:
3 минуты