Найти тему

Пейзажи Поля Сезанна.


Эту тему никак не обойти, если я хочу продолжать рассказ об изобразительном искусстве конца XIX и всего XX века. Сезанн творил в одно время с импрессионистами, но его творчество представляло собой уже следующий этап в эволюции художественного видения. Известна фраза художника о том, что он хотел сделать из импрессионистов что-то основательное в духе классического искусства.

Художник, которого называли реформатором, обновителем искусства XX века, часто проявлял себя как чрезвычайно консервативный человек. Он получил классическое образование и говорил, что хочет создавать картины для музеев - то есть передавать незыблемый, вечный облик натуры. Наверняка, Сезанн был бы немало удивлен тому, что сделали из его живописи художники XX века, потому что сам он больше всего ценил классическое искусство.

Его работы важны тем, что в каждой картине была создана особая пространственная система, отличная по своим законам от простых правил прямой перспективы. В одной картине художник мог соединить несколько точек зрения на предмет, приемы прямой и обратной перспективы. В этом и заключался его инновационный подход к живописи.

Сезанн преклонялся перед природой, он утверждал ее величие и красоту. Но он осмелился нарушить законы построения пейзажа. Вначале это принесло ему участь отверженного, впоследствии - всемирную славу основателя нового искусства.

По мере развития метода картины Сезанна становились все пластичнее и объёмнее, и мало того, даже не формы в картинах, а картина как форма. Его пейзажи вздуваются у нас на глазах, образуя стереометрическое пространство. Известно, что у Сезанна был определенный дефект зрения - один зрачок был повернут в сторону. Он говорил, что не справляется с планами, что они у него качаются. Возможно, это одна из причин возникновения стереометричности форм на его картинах.

Характерные мазки Сезанна не похожи на манеру наложения краски, свойственную его тогдашним собратьям. У тех они были подобны запятым, шевелящимся, плавным, мягко втекающим и как бы ласкающим другу друга; у Сезанна они резки, отрывисты, по форме приближаются к прямоугольнику, вертикальному, горизонтальному или косому штриху. Такой «мазок-насечка», чеканящий и высекающий форму, соединяющий в себе мягкость кроющей живописи с энергией рисунка, впоследствии стал характерной чертой фактурных приемов всех постимпрессионистов, которые предпочитали добиваться плотного соединения живописного и графического. Сезанн первым начал «моделировать форму цветом», «рисовать цветом» и «писать, рисуя».

Читайте также:
2 минуты