Найти тему
569 подписчиков

несколько лет назад, анализируя фильмы ужасов и триллеры, коллега отмечала, что последние 30 лет наблюдается рост жестокости и реалистичности картинок, когда массовые убийства на пути главного героя, или реалистичные сцены жестоких убийств встраиваются в картинку обыденности. Понятно, что ужастики, как и любые другие фильмы, помогают испытывать и проживать какие-то чувства, которые невозможно или тяжело проживать в реальности, и это то, что активно используют кинотерапевты. Я испытываю ужас и беспомощность, но для них нет места, и тогда я смотрю какой-то такой тематический фильм, где через сочувствие героям или даже идентификацию с ними могу все это проживать. Ну и сюжеты бывают довольно захватывающими, пробуждающими любопытство. Но нельзя игнорировать факт нормализации. Устраивать перестрелки в центре города, подрывать дома и вести под откос поезд, наполненный людьми – это, будто, норма, особенно если это делает походя главный герой, спасающий мир. Боевики нормализуют отсутствие ценности человеческой жизни, и подчеркивают избранность героя, какой-то группы людей, которые так ловко решают проблемы через извечную максиму – нет человека-нет проблем и тотальную объективизацию. Однако довольно редко в массовом прокате можно обнаружить фильмы, где активными участниками сюжета являются дети в контексте жестоких моральных или физических истязаний. Могут опосредованно пройтись по этой теме, чтобы усилить некоторые эмоциональные эффекты, но, в целом, не лезут в эту крайне триггерную зону.


С приходом санкций мы наблюдаем постепенное обновление видео-ресурсов. Известный кинопоиск, например, потерял в своем репертуаре множество произведений, наполняется активно весьма посредственным импортазмещением и фильмами от китайских и корейских коллег. Массовому зрителю предлагается новое видение тех или иных вопросов бытия через художественные произведения. Другая культура, осмысляющая в т.ч. и насилие, отношение к нему. Я не кино-критик, только потребитель, и что-то кажется интересным, что-то вызывает недоумение, все как обычно. Но точно можно заметить, так сказать, новое дно – возможность смаковать детские страдания и жестокое поведение по отношению к ним, как, например, в корейском сериале с очень высоким рейтингом на кинопоиске. Мое материнское сердце не смогло вынести даже первую серию, так как это просто невыносимо даже смотреть. В основе идея – психопат распоряжается чужими жизнями, неважно, чья она. Но это правда, дети тоже становятся пострадавшими, в ряде случаев, вместе с их родителями. История знает примеры уничтожения семьи со всеми детьми совсем не по внутренним психическим мотивам. Конечно, сериал подсвечивает феномен психопатии, довольно вольно интерпретируя поведение психопата, наделяя его шаблонными гипертрофированными качествами.

С другой стороны, возможно, есть запрос именно на такой контент, особенно в контексте глубокого кризиса и неопределенности в будущем. Капец, как страшно за детей – буквально, за их жизнь, а не только благополучие, образование и достаток. Ужас и беспомощность вкупе с пониманием, что кто-то может принимать неправильные решения, ценой которой становятся человеческие жизни – массово или точечно – заставляет создавать такой запрос. Если прожить эти эмоции в кино, то можно снять напряжение. И, да, нормализовать.
2 минуты