Найти в Дзене
22 подписчика

У Бэкона есть небольшой цикл эссе «О мудрости древних» (1609), также написанный на латыни, где он дает собственное толкование самых популярных мифологических сюжетов, каждый из которых несет свой поучительный смысл. Некоторые из них – XI.Орфей, или философия, XIII.Купидон или Атом, XVIII. Протей или Материя – являют собой часть научной философии Бэкона. Купидона, силу любви, он рассматривает как «импульс движения первичных частиц». Протея – как всю материю вселенной, «старейшую из всех вещей, после Бога». Орфей же для Бэкона – воплощение универсальной философии, а все с ним приключившееся (усмирение зверей и растерзание вакханками) – емкий образ для историософских рассуждений Бэкона, согласно которым в жизни человечества циклы варварства и научно-культурного пика последовательно сменяют друг друга. 

«У Орфея есть две песни: одна призвана смягчить подземных богов, другая — увлечь зверей и леса. Первая очень хорошо подходит для изображения естественной философии, вторая — нравственной и гражданской. Ведь самая благородная задача естественной философии — это восстановление и укрепление всего преходящего и как частная задача от этой более общей цели—сохранение тел в свойственном им состоянии и замедление процесса разложения и гниения. Этого можно достичь только соответствующим искусным управлением природой, которое мы могли бы уподобить гармонии лиры и стройному ритму. И однако же эта задача невероятно сложна, и попытки решить ее обычно кончаются неудачей... Поэтому философия, чувствуя себя почти бессильной перед этой громадной задачей и потому …обращается к людским делам с красноречивыми наставлениями, внушая сердцам людей любовь к добродетели, справедливости и миру, побуждает народы объединиться, принять на себя ярмо законов, подчиниться власти и, покорно слушая наставления науки, забыть о необузданных аффектах. …Но и сами творения мудрости, хотя они и возвышаются среди прочих людских дел, все же ограничены своим временем. Ибо случается и так, что после периодов расцвета государств вдруг начинаются волнения, восстания и войны; в их грохоте законы умолкают, люди вновь обретают худшие стороны своей природы…. А вскоре, несомненно, и науки, и философия оказываются растерзанными, так что только их обломки удается найти кое-где, подобно доскам корабля после кораблекрушения; и тогда наступают времена варварства, воды Геликона скрываются под землю, до тех пор пока по прошествии должного времени и смены обстоятельств они вновь не вырвутся наружу, но, быть может, уже в других местах и у других народов».
2 минуты