Найти в Дзене
13 подписчиков

В любимом "Модерне" прошла премьера спектакля "Страсти по Торчалову.

Поставил его актер театра Шамиль Мухамедов. Его дебютная режиссерская работа меня поразила каким-то виртуозным переплетением судеб, характеров, иронии, лирики и глубокого философского смысла.
Если есть небесный суд, то в одноименной пьесе Никиты Воронова, по которой поставлен спектакль, мы видим своеобразное предварительное заключение, где человек зависает до суда, пока не вспомнит свой самый большой грех. Сколько продлится такое ожидание, неизвестно, ведь, как становится ясно по ходу действия, самый большой грех человека - вовсе не тот, который он сам считает таковым.
В пьесе и спектакле этот "зал ожидания" показан очень необычно. То ли казарма, то ли общежитие с четким распорядком советского образца, где выдают сахар и табак по талонам и униформу в виде спортивного костюма; где подъем в шесть, отбой в десять, редкие прогулки на пустом трамвае, который ходит по кругу и никуда не увозит, внушительного вида каптенармус Степа (Фотис Келепурис), который за провинность и пристукнуть может и суровая комендантша Римма, ответственная за распределение жильцов в дальнейший путь, и она же своеобразный "дознаватель" в раскрытии сути человеческой. Героиня Маины Чижевской, которую я привыкла видеть соблазнительной блондинкой и которой, как оказалось, очень идет темный цвет волос и строгое каре, раскрывается по ходу действия с совершенно неожиданной стороны.
Обитатели "общежития" коротают свои бесконечные дни, года, а кто и столетия в ожидании заветного "звоночка", бесконечно пьют чай, садятся на бесконечный трамвай, когда хочется побыть в одиночестве, как ни странно, смотрят телевизор и следят за тем, как где-то идет жизнь, которая к ним самим уже никакого отношения не имеет.
Вот в такую интересную обстановку и попадает Павел Максимович Торчалов (Александр Борисов).
Бывший важный функционер эпохи перемен, по его собственному выражению "давший людям свободу", а теперь просто "Максимыч", ошарашен и никак не хочет поверить, что уже умер. Разъяснения о здешнем житье-бытье он получает от милейшего шофёра Семена Захарыча Кушкина(Алексей Багдасаров).
Как же приятно наблюдать за дуэтом этих двух великолепных артистов, уровень взаимопонимания между ними на сцене просто высочайший! Торчалову, как и остальным "застрявшим", придется попытаться вспомнить, где он больше всего нагрешил. Персонажи, которые его теперь окружают, вовсе не считаются со значением его персоны. Здесь совсем другая, более сложная система ценностей.
Добродушная Лиза(Надежда Меньшова), служившая горничной в доме Нащокиных, наблюдала пожар 1812 года и успела пообщаться с Пушкиным и при этом сердобольная девица мужа своего-подлеца приложила топором. Но зачлось, ей, как ни странно, совсем другое. Как и бывшему красноармейцу Сашке - главному антагонисту Торчалова, с которым у него возникают самые яростные классовые споры, не зачлось участие в расстреле царской семьи. Правда, его свои же потом расстреляли, и вот он теперь тут свои революционные порядки наводит, занимаясь экспроприацией немногочисленного барахлишка: "что значит твоё, моё - всё наше!" а сам уже "на третий круг" идет. Возвращают его в жизнь, дают самую незавидную судьбу, и возвращения этого он пуще любого адского пламени боится. Евгений Невар просто блестяще передает идейное упрямство своего персонажа, его панику и вспышки ярости.
Природа греха и размышления о ней становятся главной темой практически всех разговоров. Торчалову приходится выдержать суровый допрос с пристрастием, он с ужасом находит в своей натуре подлость и предательство и узнает, что свою единственную любовь упустил из собственной трусости.
Ошибочка вышла, товарищ Торчалов, и в высших инстанциях случаются сбои и наш герой возвращается в отправную точку, но возвращается уже совершенно другим с осознанием собственных поступков и маленькой коробкой с полудохлым щенком. И тихий писк из коробки - невероятно трогательный финал этой необычной истории. О человечности, о пороках и о безусловной любви.
3 минуты