374 подписчика
Пеплум. Возвращение Геракла
Античные и библейские сюжеты, исторические костюмы, масштабные батальные сцены, многочисленная массовка, могучий герой. Если вы посмотрели продолжительно кино с подобным набором, то это почти наверняка был пеплум.
Предвестники жанра зародились ещё в немом кино. В 1914 в Италии вышла эпическая картина Джованни Пастроне «Кабирия», а в 1916 в США – «Нетерпимость» Дэвида Гриффита. Но съёмки стоили слишком дорого.
Пеплум оформился в самостоятельный жанр в 50-е, чему способствовал экономический рост в Италии (как спагетти-вестерны и джалло).
Любимыми героями итальянцев были Геракл и Мацист. Обнаженные мускулистые тела стали главным аттракционом для бедных. Они отождествляли себя с персонажами, которые могли решать проблемы грубой силой. «Подвиги Геракла» (1957) Пьетро Франчиши, «Мацист в аду» (1962) Риккардо Фреда и «Геркулес в центре земли» (1961) Марио Бавы успешно шли в прокате и получали продолжения.
Римская студия «Чинечитта» привлекла и кинематографистов из Голливуда. Здесь они значительно экономили на производстве. «Камо грядеши» (1951) Мервина Лероя, «Война и мир» (1956) Кинга Видора, «Елена Троянская» (1956) Роберта Уайза и «Бен Гур» (1959) Уильяма Уайлдера (установил рекорд по количеству «Оскаров» – 11). Студию «Чинечитта» прозвали «Голливуд на Тибре».
Масштабы, зрелищность и бюджеты неуклонно росли: «Спартак» (1960) Стэнли Кубрика, «300 спартанцев» (1962) Рудольфа Мате, «Ясон и аргонавты» (1963) Дона Чэффи. Но в 1963-м ситуация изменилась: беспрецедентно дорогая «Клеопатра» (44 млн $) оказалась убыточной. Продюсеры быстро сделали выводы. Последним классическим пеплумом принято считать «Падение Римской империи» (1964) Энтони Манна.
В 2000 году Ридли Скотт возродил пеплум. «Гладиатор» собрал 460 млн и получил 5 «Оскаров». Забытый жанр снова вошёл в моду («Троя», «Александр», «300 спартанцев», «Геракл»). Старые герои вернулись на экраны, но к середине десятых вышли в тираж.
Большой Киновски 🎬 | #кинотермин
1 минута
27 февраля