Найти тему
18 подписчиков

Сегодня продолжаем читать подложный диалог «Эриксий», и для начала разберемся, с кем беседует Сократ.


Сократ и Эриксий из Стирии прогуливаются в портике Зевса Освободителя, когда к ним подходят Критий и Эрасистрат III, племянник Феака, сына Эрасистрата I.

🔵Эриксий в других диалогах не упомянут, но сказано (396d), что он родственник Крития Афинского, будущего тирана и лидера олигархии Тридцати. Сам Критий тоже здесь (мы встречаем его также в диалогах «Хармид» и «Протагор»). Упомянутый Эрасистрат — еще один из тридцати тиранов. Одним словом, Сократ все в той же компании.

🟠Эрасистрат только что вернулся из посольства на Сицилию, и диалог начинается с обсуждения богатых и похожих на ос сиракузян: все говорит о том, что действие происходит непосредственно до Сицилийской кампании, как и в диалоге «Пир», т.е. ок. 415 г.

🔵Говорят, разумеется, о деньгах. Эрасистрат признает, что самое ценное для человека — счастье, поэтому самые мудрые обладают наибольшим богатством. Эриксий смеется: богатство, несомненно, является благом для человека. В разговор вмешивается Критий, который показывает на нескольких примерах, что богатство может быть причиной несчастья для человека, а значит, не может быть благом.

🟠Разговор вот-вот зайдет в тупик, но вмешивается Сократ и предлагает исследовать, чем является богатство само по себе, потому что без этого нельзя решить, благо оно или зло. Он читает небольшую лекцию по экономтеории: не всякие вещи считаются имуществом, поэтому человек, набравший много камней на дороге, не считается богачом. Если бы телесные потребности были устранены, то никакого имущества бы не существовало… Сократ указывает друзьям на их ошибки и подводит их к парадоксальному выводу: если богатство определяется ценностью, а ценность — потребностями, то самые богатые — также самые нуждающиеся.

🔵В целом, «Эриксий» — весьма достойный представитель сократических речей IV в., пересыпанный гомеровскими аллюзиями (Сократ выступает в роли Нестора в споре между Эриксием и Критием) и чем-то напоминающий средневековые quaestiones quodlibetales.

Продолжим через неделю #platonica
1 минута