Найти тему
434 подписчика

​​Возникла еще одна мысль о том, почему я предпочитаю начинать курс "Как 'нечитать' книги" со скимминга и вообще считаю это базовой техникой работы с информацией. Скимминг – это чтение по определенному шаблону. В западных педагогической культуре он является одним из первых навыков, которым обучают в школах и университетах. У него есть своя цель, которая решает вполне конкретную задачу. Создается "воронка чтения", возможность впитать в себя максимально большой объем не очень глубоко проработанного материала в самом начала. И это создает понимание того, в какие аспекты изучаемого явления стоит углубляться в первую очередь.


Отсюда происходит мое убеждение, что не стоит ограничиваться одной единственной книгой, а необходимо максимально широко охватить тему. Протестировать свое знание. Когда оно "обстукивается" широким контекстом, быстрее понимаешь собственные убеждения, а также проявляются иллюзии понимания и проступают области "незнания". У меня так много раз было: кажется, что знаешь, что делать, но как только пытаешься объяснить, даже самому себе, в голове появляется звук сверчков. Именно на этот звук необходимо начинать действовать.

Сверчки звучат не обязательно в момент, когда мы начинаем действовать; в моем случае – объяснять, ведь я все-таки работаю в школе. А в момент, когда сталкиваешься с тем, что сам не понимаешь на достаточном уровне, чтобы рассказать понятными словами ребенку. И когда на сцену выходят сверчки – это сигнал к действию. Нужно искать источники, которые, как кажется, помогут разобраться, а когда находишь, сначала проскиммировать их, а затем уже внимательно прочитать то, что кажется наиболее ценным и наиболее отвечающим тому, что "утихомирит" сверчков.

Когда они прекращают петь и появляется ощущение, что знаешь, можно начинать объяснять. И тут важно: для этого не требуется аудитория школьников. Нужно будет написать об этом отдельно, но пока скажу вскользь: я считаю, что важно объяснить то, что понял. Попытка рассказать изученное – это столкновение воображаемого понимания с реальным миром. Понимаю, что не у всех есть безграничный доступ к детям в школе и университете, как у меня, но у всех есть доступ к интернету и социальным сетям. В интернете можно делиться без опасения. Конечно, нужно выбрать что-то профильное, площадку, где вероятнее всего будешь услышан. Но это сделать просто необходимо. Почему?

Чтобы протестировать понимание. Действительно ли я понимаю то, о чем говорю? Может, у кого-то есть особое мнение, которое расходится с моим? Может, на самом деле я надумал глупости и так далее. В общем, тестировать знание обязательно. Столкновение воображаемого понимания с суровой реальностью – обязательный шаг. В случае, когда новое понимание не выдерживает столкновения с реальностью, это не повод расстраиваться, а толчок к тому, чтобы задуматься и вернуться к первому этапу. Подумать, почему у меня возникло это убеждение, которое привело к чему-то не работающему или работающему не так, как представлял изначально.

Не работать может по нескольким причинам: действуем из ложных предпосылок, действуем неверно, не настало время, идея сырая. В моей практике были все причины из этого списка. Может у кого-то есть еще какие-то, поделитесь, но на мой взгляд, это те причины, из-за которых что-то не срабатывает. Однако, если все-таки преодолеть сложности, связанные с тестированием нового, то вполне возможно, что новая практика заместит старую. Изменение в практике приведет к изменению в поведении, а это, в свою очередь, к чему-то новому, как правило, уместному и неожиданному.
​​Возникла еще одна мысль о том, почему я предпочитаю начинать курс "Как 'нечитать' книги" со скимминга и вообще считаю это базовой техникой работы с информацией.
2 минуты