800 подписчиков
Какой инструмент в педагогике, да и в жизни может быть важнее?
Когда мы ставим тебе какую-либо задачу, то даже если мотивация на первоначальное этапе сильная - её влияние очень короткое.
А вообще что такое мотивация? Это желание иметь или достичь чего-то. Желание - это эмоция. За эмоции отвечает лимбическая часть мозга (подкорка). Та часть, где расположены наши врожденные рефлексы, инстинкты. (Подробнее вы можете узнать в бесплатном демо-уроке с моего авторского курса "Рефлексы головного мозга").
Эмоция (желание обладать) создаёт побуждающий импульс к действию лишь на короткое время. На языке физиологии импульс возбуждения ирраидирует (растекается) по всей структуре мозга и приводит его в активное состояние. И вам кажется, что всё - сейчас горы сверну. Вы собраны, активны.
А потом импульс затухает и возвращается в исходную точку. И вроде, как еще хочется желаемого, но уже как-то не так сильно и вообще как-то лень. И вы опять делаете по привычке то что легче, не в состоянии изменить ее.
А чтобы дойти до цели, нужна работа. Долгая, рутинная, растянутая во времени. Что может поддерживать эту активность мозга, а следовательно всего организма в достижении желаемого на протяжении всего этого периода?
Та часть мозга, которая может удерживать эту активность по вашему желанию, по вашему усилию - кора головного мозга. Именно она формирует приобретаемые двигательные навыки, а главное, волю.
Именно она сможет удержать вашу активность на протяжении всего пути к цели. Не подкорка, где живут эмоции (мотивация), а именно кора (воля).
Что формирует волю в первую очередь? ДИСЦИПЛИНА!
Это способность к выполнению тех или иных задач (обязанностей), даже если не хочется, даже если есть занятие по интереснее, даже если нет настроения. Именно благодаря ей, мы учимся регулировать свою деятельность и эмоции. Ещё раз - не мотивация, а дисциплина - развивает произвольность внимания, так необходимого в учебном и рабочем процессе.
И для полноты понимания приведу очень доступный пример - родитель особенного ребёнка, который пришёл ко мне за программой и хочет помочь наверстать ему задержку в развитии.
Скажите, есть у него мотивация? Конечно! Ещё какая!!!! И вот он бьёт себя в грудь, что будет заниматься каждый день, пересмотрит свои неправильные привычки, выполняя все мои рекомендации. И при этом он искренне верит в это сам. Он готов, он настроен. Он получает индивидуальную программу и....
Мотивационный импульс имеет свойство затихать, если волевая составляющая его не поддерживает. А родитель сам не организован в обыденной жизни. Режима нет, в жизни ведущую роль играют привычки и хотелки, а тут столько всего надо делать по программе и что? А то, что огромное количество родителей очень быстро сдаются. Как они могут выработать дисциплину у детей, научить их преодолевать трудности в своём развитии, когда даже у себя её не могут выработать?
Строительство человека это тяжелейший труд и на одном желании далеко не уедешь, тут важна именно привычка трудиться - та самая дисциплина.
Встать тогда, когда надо, даже если хочется спать. Идти делать упражнение, даже если лень, а ребёнок орёт,как резанный. Вытереть слезы и повторять 59й раз, даже когда 58 раз были безрезультатными и т.д.
Выключить и не давать ребёнку все телевизоры и гаджеты, даже если вы так к ним привыкли, что у самих сформировалась зависимость. Вот что такое воля, которая формируется дисциплиной.
И если её нет, никакая мотивация вам не поможет. Потому что всегда настаёт тот самый момент, когда вы и ребёнок готовы отказаться от любой мотивации, лишь бы не выполнять то, что так трудно.
2 минуты
12 февраля 2024