Найти тему
22 подписчика

Обычно об Эмили дю Шатле говорят как о многолетней близкой подруге и покровительнице Вольтера. Но не общение с философом сделало ее такой интеллектуальной особой, а отличное домашнее образование. Ее отец, наняв учителей для своих сыновей, не отказался от искушения обучить «мужским» наукам и свою дочь. Для большинства девочек образование не шло дальше изучения языков, знакомства с литературой и освоения музыкального инструмента, но перед юной Эмили открылась более широкая перспектива. Довольно быстро она оставила позади своих братьев в изучении физики, математики и философии. Также быстро освоила несколько иностранных языков, среди которых были и древние. Биографы сообщают, что к 12-ти годам Эмили свободно говорила на латыни. Окунувшись в светскую жизнь, она создала свой светский интеллектуальный круг, в который входили литераторы, философы, математики - Мопертюи, Клеро, Вольтер и др. Замок  Сире-сюр-Блаз на 15 лет стал местом дислокации ее клуба, где, впрочем, занимались не только научными исследованиями, но также театральными и концертными постановками. Примечательно, что из-под ее пера выходят и перевод «Царя Эдипа», и научное сочинение «Об огне». Ее Opus Magnum стал перевод «Математических начал естественной философии" Ньютона, который она не только перевела, но и местами исправила, опираясь на теоретические разработки Лейбница (в частности, уточнила на опыте, что vis viva/кинетическая энергия равна не произведению массы на скорость, как утверждал Ньютон, а произведению массы на квадрат скорости, как подозревал Лейбниц).


Ее небольшой философский трактат «Рассуждение о счастье», который при жизни не был напечатан, но ходил в рукописных копиях, был очень популярен, хотя отчасти скандален, поскольку посвящен был не просто счастью, но счастью женскому. Дю Шатле формулирует свое видение счастья в аристотелевско-эпикурейских тонах, как бы странно это ни звучало. Жизнь коротка и нужно уметь ее выстроить, правильно расставив приоритеты. Человек рожден для счастья, но на протяжении жизни он, скорее, несчастен, поскольку его снедает беспокойство. Хорошим лекарством против него станет философия, которая убеждает нас, что нам нечего делать в этом мире, кроме как быть счастливыми.  При этом счастье  немыслимо без удовольствия и страсти, которые дают ощущение полнокровности и полноты жизни. Однако страсти требуют крепкого здоровья, стало быть, чтобы быть счастливым, надо быть здоровым. Важно добавить, что страсти должны контролироваться умом: порочные страсти(гнев, зависть) отсекаться, здоровые (любовные отношения, любовь к играм, любовь к учебе) - направляться умом. Предрассудки препятствуют счастью, от них надо избавляться. Но не следует их путать с приличиями и добродетелями (последние, напротив, ведут к счастью).  Особое внимание дю Шатле отводит страсти к учебе, столь необходимой для женщин, которые хотят быть счастливыми, и более важной для них, чем для мужчин, ибо последние обладают бОльшим ресурсом возможностей: «Из всех страстей любовь к учебе более  всего способствует нашему счастью: это верный запас против несчастий; это неисчерпаемый источник наслаждений, и Цицерон прав, говоря, что удовольствия чувств и сердца, без сомнения, ниже удовольствий учебы».
2 минуты