Найти в Дзене

РИПСОВЫЕ ПЛАТКИ И ШАЛИ: загадочное


Под впечатлением эфира в канале Музейные коммуникации пошла прояснять вопрос о рипсовых шалях и платках. Притом что спикером эта тема была представлена вроде как загадка из загадок - вплоть до того, что неизвестно, мол, откуда что взялось.

Прежде всего убедилась, что особой загадочности в явлении нет. Тема исследована, тематическая выставка в недавнее время имела место, притом - вполне по-музейному сделанная, с каталогом.

О выставке «Платки и шали в России XVIII–XXI веков» в Русском музее читала здесь

Сам музей представил выставку в сопровождении роскошной программы сопутствующих событий.

Более того, выставка еще и по России прокатилась - например, в любимой Вологде побывала.

В общем, кто хотел узнать о рипсовых платках, - имел и имеет такую возможность. Вот история вкратце:

Особо любимые на Русском Севере были «рипсовые шали» — шелковые тканые платки со сложным жаккардовым узором в виде букетов и гирлянд цветов, украшенные длинной бахромой. Их отличают крупные, отчетливые узоры, переливающиеся насыщенными контрастными сочетаниями — зеленого с красным, лилового с оранжевым. Северянки, отправляясь на гуляние, часто набрасывали их на плечи или степенно несли на согнутой руке, сложенные углом, нередко по несколько штук. «Рипсовая шаль» дополняла наряд девиц на выданье и служила головным покрывалом для степенных замужних женщин. - Из кн.: Н. И. Ковалева, М. А. Сорокина. Платки в народном костюме // Платки и шали в России XVIII – начала XXI века в собрании Русского музея: материалы и исследования. СПб, 2018. С. 243-249.

Кто-то из слушателей по ходу эфира сориентировался и пошарил в #госкаталог Нашлись и рипсовые, и репсовые, конечно.

Для сотрудников музобъединения «Художественная культура Русского Севера» (как и для ГРМ) нет загадки в определении происхождения этого разноцветья, пишут: «Московская губерния, Богородский уезд». Подмосковная же фабричная жизнь вполне исследована.

Для меня загадкой остается лишь вопрос: почему именно крестьяне севернорусских земель так полюбили все это красивое такое? В котором работал именно цвет, а не рисунок - каковой, если верить ГРМ-скому ролику и картинкам в ГК, был по большей части одним и тем же?

Заглянула и в академический словарь говоров. Вот где смешное нашлось!

Рипс. Материя вельвет.
Рипсаный. Сшитый из рипса, вельветовый. Рубашки называли рипсаные, матерьял как бы с перевалкой.
Рипсоватик. Человек в старой, рваной одежде, оборванец. Ой, рипсоватик, все оборвал тутока. Рипсоватик, брюки рваные.
Рипсоватый. 1. Старый, рваный (об одежде) Рипсоватые подолы почезерочки.
2. Одетый в старое, рваное платье Рипсоватая в морхах не наградная.
Рипсовый. Старый, рваный (об одежде). Рипсов плат. Девки-то на праздник понаденут рипсовы шолайки-то, форсят.
Рипсы. 1. Дырки. Одежда вся в рипсах.
2. Старая, рваная, изношенная одежда Мы-то в рипсах ходили, а теперь что не жить, хорошо одеваться.
З. Белье платье. Все рипсы соберут - им надо нарядиться.

Замечу особо: эти словарные дыры и мохры для всего рипсового записаны в архангельских и карельских местностях в 1960-70-е годы.

Как же получилось, что предмет гордости девичьей - украшавший праздничный наряд рипсовый платок - превратился спустя несколько десятилетий в тех же северных землях в рипсы-дыры?

#РЗ_одежда
2 минуты
156 читали