40,6 тыс подписчиков
Особенности вождения Kettenkrad
Среди немецких полугусеничных тягачей, которые были разработаны под руководством Генриха Книпкампа, особенно выделялся Sd.Kfz.2, более известный как Kettenkrad. Во-первых, он стал последним из линейки тягачей, заказанных до начала войны. Во-вторых, он оказался самым маленьким из них. Создавался NSU HK-101, как он обозначался производителем, для нужд горнопехотных частей, а также люфтваффе. Совершенно неожиданно маленький тягач, чем-то напоминающий мотоцикл, оказался популярен у других родов войск. В результате их изготовили около 9,5 тысяч штук.
Прозвище Kettenkrad часто воспринимается дословно. И вот это является большой ошибкой. Неслучайно в инструкции по эксплуатации Sd.kfz.2 подробно рассказывалось о том, как им правильно управлять. Это, мягко говоря, не мотоцикл, и если вы не знаете, как его правильно водить, закончиться езда на нем может очень печально. Кроме того, у машины есть специфика вождения, которую нужно учитывать. Всё это удалось увидеть собственными глазами в ходе тестов Kettenkrad, восстановленного в мастерской Вячеслава Лен.
В своё время был такой журнал, как Off-road drive. Помимо внедорожной техники, там нередко тестировали и историческую военную технику. На этой ниве шло активное сотрудничество в Вячеславом Лен, который представлял технику на тесты. Советую поискать архивы журнала, крайне интересные были тесты. Проводились они на Дмитровском полигоне, по стандартной программе и с участием Евгения Сперанского, одного из специалистов полигона. Осенью 2008 года на тесты попал Sd.Kfz.2, машина позднего выпуска, уже "обезличенная" с точки зрения логотипов фирмы-производителя. Случилось это в 1943 году, когда к производству Sd.Kfz.2 присоединился Stoewer.
Прежде чем передать машину на тесты, Вячеслав сразу предупредил редакцию, чего делать строго нельзя. Тем, кто был на моей лекции в Музее Техники Вадима Задорожного 4 февраля, про это также рассказывалось. Так вот, Sd.Kfz.2 - это ни разу не мотоцикл. И ездить на нем по-мотоциклетному смертельно опасно. Это тягач, только маленький, переднее колесо нужно для езды по хорошим дорогам, причем поворачивать надо плавно. Если резко поворачивать, включаются бортовые фрикционы, на высокой скорости можно банально перевернуться. И переворачивались. Поскольку это не мотоцикл, и из Kettenkrad не выскочить, последствия таких маневров могли быть самыми печальными.
Еще одним важным моментом является то, что резиновые подушки на траках требуют осторожного обращения. Если резко маневрировать, подушки начинают быстро изнашиваться. Создатели машины про это были в курсе, поэтому подушки сделаны быстросъемными. Но Kettenkrad перестали выпускать почти 80 лет назад, так что подушки просто так не достать. Одним словом, лишний стимул ездить аккуратно. Поэтому и "змейка" выполнялась на небольшой скорости.
Есть своя специфика и при езде по бездорожью. Во-первых, надо помнить, что переднее колесо из помощника превращается в обузу, поскольку не имеет привод. В инструкции по эксплуатации прямо указывалось, что на тяжелом бездорожье переднее колесо лучше снимать. Во-вторых, надо соблюдать осторожность в ходе преодоления подъемов и спусков. В своё время немцы перешли на "передний привод" по той причине, что на ранних танках (Großtraktor и Leichttraktor) спадали гусеничные ленты. То, что виноваты неудачно спроектированные ведущие колеса и гусеничные ленты, они не признали. Причиной указали заднее расположение гусеничных лент. Так вот, не угадали. У немецких полугусов есть режим, при котором очень часто слетают гусеничные ленты. Если вы подъем не преодолели, ни в коем случае нельзя на спуске маневрировать задним ходом. Разуетесь с большой долей вероятности.
Стоит отметить, что тесты проводить пришлось в два приёма. Вторую часть испытаний проводили уже с участием Вячеслава, который эту машину знает куда лучше. Она и поехала явно лучше.
3 минуты
13 февраля 2024
1215 читали