Найти тему
61 тыс подписчиков

Три советских фильма о женщинах с пониженной социальной ответственностью.


Да, в советское время снимали фильмы и про таких женщин. При этом они были в них главными героинями...  И публика ходила на такие фильмы весьма охотно. А снимались эти фильмы не только в эпоху "перестройки", но и гораздо раньше, например, в 1960-е годы...

Гулящая. СССР, 1961. Режиссер Иван Кавалеридзе. Сценарист Надежда Капельгородская (по мотивам одноименного романа Панаса Мирного). Актеры: Людмила Гурченко, Рита Гладунко и др. 27,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Иван Кавалеридзе (1887–1978) поставил девять полнометражных игровых фильма, но только «Гулящей» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Христина (Людмила Гурченко) полюбилась сынку богатея, потом попала в наймички к купцу… Потом… Словом, докатилась она до сомнительного заведения – кафе «Шантан»…
Советская публика начала 1960–х, видимо, польстилась на название этого фильма и хлынула в кинозалы.
А вот кинокритики были безжалостны. К примеру, выдающийся кинокритик Виктор Дёмин резонно считал «Гулящую» «мозаично–разностильной»: «в драматургическом отношении она распалась на сценки и эпизоды, едва–едва связанные между собой», а «в художественном смысле — это смесь мотивов из одноименного романа П. Мирного с приёмами, типичными для агиток первых послереволюционных лет», сопровождаемая откровенным торжеством «дурной театральщины», где игре актеров были свойственны «наигрыш и упрощенство», «жеманная манерность и схематизм» (Демин, 1967: 94–95).
Мнения современных зрителей по поводу «Гулящей» разделились.
Есть мнения восторженные: «Хорошая экранизация украинской классики! Л. Гурченко отлично справилась с главной ролью!» (Т. Никитина). «Фильм достаточно выдержанный… с блестящей игрой актеров, им подобранных, включая главные роли» (Д. Рюмин).
Но гораздо больше зрителей, по–видимому, согласны с точкой зрения В. Демина: «Даже книга не кажется настолько пошлой, насколько опошлили этот фильм. Это выглядит как краткий пересказ озабоченного двоечника, который по названию понял, о чем речь. … Фильм отвратительный» (Е. Кот). «Ужасная игра Гурченко. Не ожидала такой фальши. И какая из неё Христя?» (Анжела).
Любопытно, что на рубеже 1960–х и в Москве, и в Киеве решили обратиться к национальной классике, касающейся темы «падших женщин». Но если экранизация романа Л. Толстого «Воскресение» (режиссер М. Швейцер) вошла в историю советского кино, то экранизация романа П. Мирного «Гулящая» осталась неким недоразумением, о котором, к примеру, Людмила Гурченко старалась никогда не упоминать…
Киновед Александр Федоров

Воскресение. СССР, 1960–1962. Режиссер Михаил Швейцер. Сценаристы Михаил Швейцер, Евгений Габрилович (по роману Л. Толстого). Актеры: Тамара Сёмина, Евгений Матвеев, Павел Массальский, Василий Бокарев и др. 34,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Михаил Швейцер (1920–2000) поставил 16 фильмов, часть из которых («Кортик», «Чужая родня», «Мичман Панин», «Воскресение», «Золотой теленок») вошла в число самых кассовых советских кинолент, и запомнился зрителям, конечно же, по экранизациям литературной классики («Воскресение», «Золотой теленок», «Карусель», «Смешные люди», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Крейцерова соната»).

В год выхода фильма «Воскресение» на экран советская кинокритика встретила его в целом одобрительно.
Так в статье в «Советском экране» утверждалось, что «достоинства экранизации очевидны. В ней передан обличительный пафос великого писателя, (...).

Киновед Александр Федоров.
Окончание этого текста (с кадрами из фильмов) здесь:
Три советских фильма о женщинах с пониженной социальной ответственностью.  Да, в советское время снимали фильмы и про таких женщин. При этом они были в них главными героинями...
2 минуты