Найти тему

Что мы знаем о китайской музыке? Пентатоника, китайские колокольчики, необычные щипковые инструменты, спокойное одноголосие - по этим лекалам любой умелый композитор может создать вполне убедительную "китайщину".


Буквально вдохнуть жизнь в европейские шаблоны о Китае удалось Малеру в финальной части вокальной симфонии "Песнь о Земле" на стихи китайских поэтов.
Ци, свободное дыхание как выражение жизни - в основе китайских представлений о гармонии вселенной (инь-ян), гимнастики цигун, различных видов медитаций. И, конечно, музыки.
И именно свобода дыхания, отсутствие привязанности к жесткой ритмике фраз, к повторам отличают Пятую часть симфонии Малера, "Прощание" (Der Abschied). "Прощание" заканчивается мотивом из двух нот - мотивом дыхания; с него же начинается следующая, Девятая симфония Малера.

Гармония мира, вдыхающего жизнь каждую весну, дышит в последних словах "Песни о земле", написанных самим композитором:
Die liebe Erde allüberall
Blüht auf im Lenz und grünt aufs neu!
Allüberall und ewig blauen licht die Fernen!
Ewig.. Ewig...

(Любимая земля повсюду
цветёт весной и зеленеет вновь!
Повсюду и вечно лазурью светят дали -
Вечно... вечно...

Что мы знаем о китайской музыке?
1 минута