14 подписчиков
Сегодня мы закончим тему, которая уже, пожалуй, всем надоела:
конкурсы и рисование к событиям
В посте от 30-го мая 23 года я рассказывала о состязании двух великих художников эллинов Паррасия и Зевксиса.
В двух словах напомню, что они никак не могли определить, кто же из них лучший и затеяли соревнование.
Зевксис нарисовал виноград, да так реалистично, что к нему слетелись птицы, а Паррасий принёс работу, завернутую в ткань, на что его соперник попросил картину развернуть и показать. Однако это и была сама картина.
Тогда Зевксис признал Паррасия лучшим, сказав: «Я обманул лишь птиц, ты же провёл меня, искушённого художника!»
Вы можете спросить, так что ж ты уже две недели выносишь нам мозг с отрицанием конкурсов, если этим занимаются даже такие мастера?
А давайте разберёмся, так ли всё просто в этой истории?
* * *
Согласитесь, конкурс (поединок, состязание, турнир) предполагает:
первое, спор между мастерами, обученными одним и тем же приёмам, обладающими сходными знаниями, имеющими равноценный опыт, с целью выяснить, у кого эти приёмы отточены лучше, чьи знания больше, опыт специфичнее;
второе, наличие определённых правил для сравнения представленного доказательства победы;
и третье, неподкупных арбитров «с линейкой», для измерения предъявленных результатов на соответствие перечисленным выше пунктам.
Всё это прекрасно видно, если мы находимся на поединке как таковом, т.е. на рыцарском турнире, ну или на современном спортивном состязании.
Два боксёра колошматят друг друга, отработав одни и те же удары, по определённым правилам, под пристальным взором беспристрастного рефери, в результате чего один валится с ног, а второй доказывает этим свою победу.
Знающие люди поговаривают, что и в этом случае не обходится без лукавства, что ж говорить о конкурсах, где нужно оценивать непонятно кого, выставивших непонятно что, сделанное непонятно для чего.
Вот и Паррасий решил посмеяться над сутью самого конкурса, ведь он изначально задумал обман, при помощи которого не только провёл всех участников соревнования: судей, болельщиков, своего оппонента, но и показал бессмысленность любого творческого конкурса, нарушив сразу все правила поединка.
Сравнивать можно только сравнимое.
В итоге результат состязания, доказательство победы Паррасия оказалось пшиком.
В творческом поединке от него ждали одного, а он представил нечто другое. Несуразное, неожиданное, и настолько неординарное, что зрители «ослепли». Никто не заметил подмены: все ждали картину, а он показал трюк, причём настолько эффектный, что основная масса, даже сегодняшних читателей этого рассказа, не может заметить шулерского передёргивания: вместо результата творческого процесса, вместо культурной единицы Паррасий подсунул результат креативного мышления. Вместо мастерски выполненной картины, он принёс мастерски выполненный дизайн проект.
Почему люди купились на этот трюк тогда и покупаются до сих пор?
У них много общего. Если говорить научным языком, у них одинаковы и предмет, и объект деятельности.
Но, друзья, поймите уже, это не одно и то же!
Вы думаете, мне обидно, что кто-то, а не я, выиграл 50-500 тысяч чьих-нибудь денежных знаков? – мне обидно, что такие понятия, как культура, искусство, человечность не просто подменены, а перевёрнуты с ног на голову, и почти никто не хочет этого замечать.
Более того в современном нам мире это происходит сплошь и рядом. Вместо картин, скульптур, музыки – искусства нам продают полотно, на котором намалевали мешковину.
Сегодня пятница, день просмотра кино, и я хочу предложить вашему вниманию документальное расследование Бена Льюиса о том, как делают из сигаретных окурков предмет искусства, и кто те «арбитры с линейкой», которые получают невероятную сверхприбыль.
«Мыльный пузырь современного искусства»
3 минуты
9 февраля