Найти тему
3 подписчика

Как научить старшего ребенка взаимодействию с младшим?


Моя головная боль №1 как новоиспеченной дабл-мамы – это как выстроить взаимодействие с двумя детьми и как научить их общаться между собой, чтобы минимизировать ссоры, драки и ревность? Тем более, что опыта ни у меня, ни у мужа нет – мы оба росли без сиблингов.
Пока Ада слишком маленькая, работа идет в основном с Мирой. Я обучаю ее как стоит общаться и играть с сестренкой, чего делать нельзя, и выступаю “голосом” Ады, защищая ее личные границы. Ощущение, что иногда я хожу по тонкому льду – моя избыточная реакция сразу накладывает отпечаток на Миру.

Однако уже сейчас у меня есть позитивный опыт, как мои действия приводят к эффективным результатам. Делюсь с вами своими рекомендациями для качественного взаимодействия между старшими и младшими сиблингами (дошкольного возраста). Рекомендации выстроены на основе моего интуитивного материнства и мнении экспертов по детской и семейной психологии:

1⃣Когда малыш только появился в семье, постарайтесь как можно больше рассказывать старшему об этапах развития, через которые проходит младенец. Сразу вовлекайте в процесс старшего ребенка: предлагайте просто “приглядеть” за младшим, потрясти погремушкой, спеть колыбельную. Таким образом мы выстраиваем эмоциональную связь между ними и даем почувствовать старшему, что он по-прежнему важная фигура в семье.
2⃣Не давайте себе чувствовать вину перед старшим (за то, что отобрали у него маму и сместили с пьедестала) или перед младшим (за то, что не можете все внимание уделять ему или что его норовит обидеть старший). Это чревато перекосом вашего внимания в сторону одного из детей, и как следствие – более частым ссорам, дракам и ревности. Признаюсь честно, даже для меня это бывает очень сложно, но я держусь. Мне очень жалко Аду, когда Мира обижает ее, но я сразу думаю о том, что Ада не знает, что значит жить без сестренки. Это ее путь и он такой. Пока она в принципе маленькая, чтобы чувствовать обиду, главное, что всегда есть тот, кто ее сможет защитить и контейнировать.
3⃣Подкрепляйте любое позитивное поведение старшего по отношению к младшему: проявление нежности и заботы, если поделился своей игрушкой или взял в свою игру, поделился едой и тд. Любое действие, особенно если сначала оно давалось старшему с трудом.
4⃣При этом позвольте старшему ребенку отстаивать свои личные границы и не давите, если он не хочет делиться своими вещами. Это его полное право. Как только младший станет постарше, можно будет разделить все игрушки на 3 части: старшего, младшего и общие. Кстати, у Натальи Реймиш есть отличный мультик на эту тему, который полезно посмотреть и родителям (“Это мое: про Миру и Гошу”).
Часто бывает, что старший 3-4 летний ребенок может реагировать импульсивно на действия младшего, которому пока ничего нельзя толком объяснить словами. В итоге в ход идут шлепки и толчки. Конечно, мы должны сразу пресекать подобное поведение старшего: останавливать руку, объяснять, что так делать нельзя. НО! Гораздо важнее давать альтернативу и показывать, КАК МОЖНО выразить свое недовольство экологично. Если просто разозлился, то можно сказать братику/сестренке вслух: “Я злюсь на тебя!”. Если малыш забирает у старшего вещи/игрушки, научить давать что-то другое, чтобы занять его. Или уходить туда, где старший ребенок и его игрушки будут в недосягаемости. Как только я несколько раз повторила Мире, что нужно делать, она запомнила и действует по алгоритму. Да, не всегда, но это работает.
5⃣Установите семейные правила, которые будут соблюдаться всеми, а не только детьми. Например “нельзя брать личные вещи без разрешения” // “нельзя говорить громко после 10 вечера” и тп. Что-то, что поможет в быту для обоих детей. Но не забывайте сами им следовать.
3 минуты