55,3 тыс подписчиков
Лидеры кинопроката Франции 1987 года (среди французских фильмов).
В 1987-м году во французском кинопрокате произошло уникальное событие: планку в 1 млн. зрителей сумели преодолеть всего 6 (!!!) французских фильмов, и это было гораздо меньше не только прокатных показателей 1950-х - 1970-х, но и 1980-1985 годов.
Причина тому, на мой взгляд, была не только конкуренция со стороны голливудской продукции, но в основном – массовое распространение бытовой видеотехники, которая приковала к домашним экранам миллионы французов, ранее предпочитавших смотреть фильмы в кинотеатрах.
Фильмы из первой десятки зрительских предпочтений привлекли в кинозалы Франции от 0,8 млн. до 4,7 млн. зрителей. В целом массовый французский прокат продолжал держаться на хитах развлекательных жанров, в которых снимались любимцы французской публики…
В жанровом спектре первой десятки лидеров французского кинопроката 1987 года было много комедий, но на второе место неожиданно вышла лишенная развлекательности и звездных актерских имен драма «До свидания, дети» Луи Маля, награжденная Золотым Львом Святого Марка на фестивале в Венеции.
Меньший, но тоже впечатляющий зрительский успех выпал в 1987 году на долю еще одной сильной психологической драмы: «Под солнцем сатаны» Мориса Пиала (девятое место по результатам проката и 0,8 млн. зрителей), триумфатора Каннского фестиваля…
В отличие от 1974-1975 и 1977-1980 годов, в 1987 в десятку лидеров не вошла ни одна картина для «взрослых» (хотя во французском кинопрокате фильмов подобного рода было по-прежнему немало). К примеру, «Эмманюэль-5» Валериана Боровчика была по посещаемости 29-й с результатом 0,4 млн. зрителей.
В 1987 году в десятку прокатных лидеров после небольшого перерыва снова попала комедия одного из самых кассовых режиссеров Франции – Жерара Ури. На сей раз это была комедия «Леви и Голиаф» (четвертое место в прокате и 2,2 млн. зрителей).
На пятом месте оказалась комедия другого фаворита французской публики – Клода Зиди, хотя его «Ассоциация злоумышленников» собрала заметно меньше зрителей – 1,2 млн.
Мелодрама еще одного любимца кассы – Жака Дере – «Болезнь любви» оказалась на десятом месте.
Кстати, именно Жаку Дере удалось в 1987 году сделать дубль в «золотой десятке»: его детектив «Одиночка» с Жан-Полем Бельмондо вышел на седьмое место. Правда, при этом этот фильм собрал несколько непривычную для былых триумфов Бельмондо 1970-х – первой половины 1980-х аудиторию: «всего» 0,9 млн. зрителей.
На первое место в прокате вышла масштабная копродукция «Последний император» Бернардо Бертолуччи, которая прошла успешно на экранах не только Европы, но и США…
Авторские фильмы Андре Тешине, Эрика Ромера, Бертрана Тавернье привлекли в кинозалы от 0,2 млн. до 0,5 млн. зрителей…
В итоге из первой десятки самых кассовых французских картин проката 1987 года в советский кинопрокат 1988-1990 годов попали пять фильмов: «До свидания, дети», «Ассоциация злоумышленников», «Одиночка», «Болезнь любви» и «Влюбленный мужчина».
При этом фильм «До свидания, дети» был, по-видимому, сочтен массовой советской публикой «слишком тяжелым», а все симпатии были отданы «Одиночке» с Бельмондо.
Во Франции эту картину посмотрело около миллиона зрителей (что примерно соответствовало 5 млн. зрителей в СССР), но в советском кинопрокате 1989 года боевик «Одиночка» собрал без малого 28 млн. верных поклонников Бельмондо…
Причиной того, почему остальные фильмы французской «чемпионской десятки» кинопроката 1987 года были отвергнуты советской закупочной комиссией, были, скорее всего, финансового свойства (т.е. слишком высокая цена продажи тех или иных фильмов), так как в эпоху поздней перестройки уже перестали действовать прежние строгие идеологические и моральные запреты…
Правда, в советский кинопрокат 1989-1991 годов попали еще девять фильмов из репертуара французского кинопроката 1987 года (во Франции они собрали от 0,1 до 0,7 млн. зрителей), которые не вошли в десятку лидеров: (...).
Киновед Александр Федоров.
3 минуты
9 февраля