Найти тему
61 тыс подписчиков

"Неуловимый Ян": советский остросюжетный фильм о борьбе с нацистами в начале 1940-х: подпольщики, роковая красотка, погони...


В годы Великой Отечественной войны журналу «Крокодил» было, понятное дело, не до кино. Однако иногда журнал все-таки вспоминал о «десятой музе» хлесткими заметками.

Одна из них была опубликована в 1943 году в связи с выходом на экраны военно-приключенческого фильма «Неуловимый Ян». Этот фильм можно посмотреть бесплатно здесь: dzen.ru/...c18

Автор этой заметки в "Крокодиле" – известный в ту пору
фельетонист Евгений Бермонт.

Далее цитируется основной фрагмент этого текста:

«Недавно на экране появилась новая картина
Петрова и Анненского, «Неуловимый Ян», и её уже в некоторых газетах успели
увить незаслуженными лаврами.

Тут я чувствую на себе косой читательский
взгляд: — Почему незаслуженными? Опять придираетесь! Режиссёры — вполне
заслуженные товарищи... Оператор — заслуженный деятель искусств...

Но я упорно стою на своём:

— А картина всё-таки незаслуженная!..

— Почему?

— Неуклюжая копия обычного американского
приключенческого фильма, в котором собраны все штампы ещё с немых времён Гарри
Пиля.

— А тема?! Борьба чехословацких патриотов с
немецкими оккупантами...

— Нет такой хорошей темы, которую иной
режиссёр не мог бы испортить. Ухитрились же в Малом театре завалить даже
великую Отечественную войну 1812 года, да ещё по роману Толстого «Война и мир».

Что же тут на темы ссылаться?! Впрочем, судите
сами...

Демонстрируем коллекцию ветхих
кинематографических штампов «Неуловимого Яна»:

Штамп № 1.

Симпатичный молодой человек в модном пальто неожиданно
получает наследство. Правда, не от дядюшки-миллионера, а от
патриота-профессора. Наследство, конечно, скуднее американского, как всё в этой
копии скуднее, тусклее и плоше оригинала.

Штамп № 2.

Юный наследник в элегантной гоночной машине с
неведомой, интригующей целью отправляется в путешествие. К сожалению, цель
неведома лишь Комитету по делам кинематографии и интригует только артистов, а
рядовой зритель разгадывает тайну раньше...

Штамп № 3.

Молодую эксцентричную девушку преследует
полиция. Девушка прячется в багажник машины юного наследника и вместе с ним
отправляется в неведомое (для актёров и Комитета по делам кинематографии!)
путешествие. Кстати, Гаркуша-Ширшова вместо пылкой чешской патриотки пытается
играть этакую капризную миллиардерову дочку из голливудского боевика. Конечно,
лестно стать Гретой Гарбо, но одного желания для этого, увы, недостаточно.

Штамп № 4.

Юный наследник и его голливудская спутница
волею обстоятельств (и убогой фантазии режиссуры!) вынуждены ночевать в одном
номере гостиницы... Боже мой! Сколько раз мы уже присутствовали в кино при
вечернем туалете, совершаемом в столь пикантной обстановке!

И, наконец, штамп № 5.

Традиционная для каждого приключенческого
фильма бешеная гонка автомобилей. Между прочим, автомобильная гонка в
«Неуловимом Яне» напоминает американскую не больше, чем Гаркуша-Ширшова — Грету
Гарбо...

Тут я опять чувствую косой взгляд читателя:

— Ладно! Итак, всё плохо... Чем же всё-таки
объяснить одобрительные рецензии в некоторых газетах? Почему хвалят режиссёров?
За что?

— Режиссёров хвалят главным образом за борьбу
с немецкими оккупантами в Чехии.

— Но ведь с немецкими оккупантами в Чехии
борются чехи, а не режиссёры этого фильма?

— Это и я говорю.

Косой читательский взгляд исчезает:

— Значит, «Неуловимого Яна» хвалят не за игру
актёров, а за борьбу чехов?

— Да... И у рецензентов получается так, что
борьбу организовали Петров и Анненский, а вдохновила Гаркуша...»

Евг. БЕРМОНТ
Бермонт Е. «Неуловимый Ян» // Крокодил. 1943. № 24. С. 6.
2 минуты