Найти в Дзене

6.

Что стало причиной опалы Микояна в 1949 году доподлинно не известно. Возможно Сталину стало известно, что он на своей даче прятал сына Серго и его молодую жену, дочь опального по Ленинградскому делу, секретаря ЦК Кузнецова.

Известно, что спецслужбы выбивали показания против Микояна у обвиняемых по делу “Еврейского антифашистского комитета”.

В октябре 1952 года на Пленуме ЦК после после XIX съезда Сталин открыто обвинил Микояна и Молотова в антипартийной деятельности и они были подвергнуты уничтожительной критике. Хотя они и остались членами Президиума ЦК, но не были включены в узкий состав бюро Президиума ЦК и фактически оказались без работы, хотя формально Микоян оставался заместителем председателя Совета министров СССР. По воспоминаниям Микоян со дня на день ожидал ареста.

Сразу после смерти Сталина состав Президиума ЦК был реформирован и сокращен. Микоян вошел в новый состав Президиума ЦК и вернулся в состав высшего руководства страны. Микоян остался заместителем председателя Совета Министров и был возвращен на должность Министерство внутренней и внешней торговли. После реорганизации Министерства в августе 1953 года, Микоян стал Министром торговли.

Микоян стал инициатором десталинизации и был одним из первых, кто публично заявил о необходимости реабилитации. Он создал группу репрессированных партийцев, которых он лично знал по своей работе в Закавказье. В группу вошли Ольга Шатуновская, Алексей Снегов и журналист Лев Шаумян, сын известного Закавказского революционера Степана Шаумяна. По воспоминаниям самого Микояна, чтобы подтолкнуть Хрущева к ХХ съезду, он устроил ему встречу с бывшими репрессированными, которые в красках рассказали об ужасах сталинского ГУЛАГа и это произвело на Хрущева сильное впечатление. Вполне возможно, что этими людьми были Снегов и Шатуновская. Микоян объяснил Хрущеву, что десталинизация может стать в его руках мощным орудием борьбы с оппонентами, только ее надо правильно использовать.

На ХХ съезде КПСС Микоян в своем выступлении осудил культ личности, но при этом как человек, которому зонт не нужен во время дождя, умудрился не назвать ни одной фамилии, в том числе и имя Сталина.

После ХХ съезда Хрущев назначил Микояна руководителем комиссии по реабилитации заключенных.

Доверие Хрущева к Микояну возросло, когда на Пленуме ЦК летом 1957 года он единственный из сталинского старого ядра партийных руководителей твёрдо поддержал Хрущёва против антипартийной группы Молотова, чем обеспечил себе новый взлёт партийной карьеры. Вплоть до своей отставки Микоян был одним из самых доверенных людей Хрущева, которому поручалось вести ответственные, конфиденциальные и конфликтные переговоры как внутри страны, так и за границей.

Микоян был одним из первых, кто поддержал идею мирного сосуществования с капиталистическим Западом. По его инициативе в 1956 году был создан Институт мировой экономики и международных отношений, а его первым директором был назначен Арзуманян (жёны Микояна и Арзуманяна были сестрами). В перестроечные времена ИМЭМО станет одним из идеологических центров “перестройки” и из него выйдет целая плеяда “рыночников-перестройщиков”.

Микоян стал одним из самых преданных Хрущеву людей, всегда и во всем очень последовательно и грамотно поддерживал Хрущева во всех его начинаниях, а во многих случаях снимал его эмоциональные перехлесты, придавал его новациям глубокий смысл и идеологическое обоснование. Но при этом Микоян всегда имел собственное мнение и умел его отстаивать и аргументировано защищать. Микоян был единственным в Президиуме ЦК, кто дважды проголосовал против введения войск в Венгрию и был сторонником диалога с венгерскими коммунистами. Но диалог не получился. Хрущев отправил Микояна и Суслова в Будапешт урегулировать этот конфликт. Но решать венгерский кризис пришлось при помощи военной силы, а затем и мирным путем, найдя компромиссную фигуру Яноша Кадара и поставив его во главе компартии Венгрии.
3 минуты