Найти тему

5.

Бережков, личный переводчик Сталина, в мемуарах написал, что Микоян содействовал развитию советской рекламы, в частности рекламы продуктовых товаров. При этом использовались слоганы, элементы юмора и яркие эпитеты.

В 1935 году Микоян становится членом Политбюро. И с 1938 по 1949 год занимал пост Наркома внешней торговли (с 1946 Министерства внешней торговли). Микоян организовывал торговые отношения с гитлеровской Германией после подписания пакта Риббентропа-Молотова, а с началом войны торговые отношения с США и Великобританией, все текущие вопросы ленд-лиза.

В своих воспоминаниях Микоян всегда старался обходить тему сталинских чисток 1937-38 годов, но есть многочисленные факты его участия. Микоян возглавлял комиссию комиссию ЦК по определению судьбы Бухарина и Рыкова и вместе с Ежовым докладывал на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б) по делу Бухарина. Именно его причастность к репрессиям против группы Бухарина помешала их реабилитации после ХХ съезда, хотя первоначально все было готово для их реабилитации.

Печально известным было выступление Микояна от имени Политбюро ЦК ВКП(б) на торжественном заседании НКВД в Большом театре СССР, посвященном 20-летию органов ВЧК-ГПУ-НКВД. Он беспрерывно восхвалял руководителя НКВД Ежова, а закончил закончил свой доклад словами: «Славно поработало НКВД за это время!», — имея в виду 1937 год. Впрочем, как утверждает его сын Серго, сам «доклад» был заранее написан и передан Микояну, а тот лишь зачитал его.

Осенью 1937 года выезжал в Армянскую ССР для проведения репрессий работников партийных и государственных органов этой республики.

Но нужно признать, что особого усердия в годы сталинской чистки за Микояном не замечено.

В первые дни войны Микоян был назначен председателем комитета продовольственно-вещевого снабжения Красной армии, а немного позже стал также членом Совета по эвакуации и Государственного комитета по восстановлению хозяйства освобожденных районов, помимо выполнения функций Наркома внешней торговли.

В 1942 года вошел в узкий список членов Государственного комитета обороны.

6 ноября 1942 года на Микояна было совершено покушение. Автомобиль Микояна на Красной площади был остановлен перегородившим дорогу извозчиком и с Лобного места по было совершено три выстрела из винтовки дезертировавшим красноармейцем Савелием Дмитриевым, родом из Усть-Каменогорска, выходцем из семьи староверов. Кремлевская охрана быстро нейтрализовала нападающего двумя гранатами, но он при этом он остался живым и был задержан. К счастью, все выстрелы не попали в цель и Микоян как говорится “отделался испугом”.

Допросы Дмитриева показали, что он поддался фашистской пропаганде и под ее влиянием дезертировал из армии, пробрался в Москву с целью убить Сталина. Дмитриев принял машину Микояна за машину Сталина.

Следствие было долгим. Дмитриева провели через все круга ада, требовали назвать сообщников, но выявить их не смогли. Дмитриев только в 1950 году был осужден и по приговору суда был расстрелян.

В сентябре 1943 года за особые заслуги в области постановки дела снабжения Красной Армии продовольствием, горючим и вещевым имуществом в трудных условиях военного времени Анастасу Ивановичу Микояну было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».

В январе-феврале 1949 года, по личному приказу Сталина провел месяц в Китае и провел важные переговоры с руководством КПК, в том числе и с Мао Цзэдуном. После его поездки СССР значительно усилил военную и иную помощь КПК, что дало возможность в октябре победить в Гражданской войне против Гоминьдана.

Но в конце 1949 года Микоян неожиданно попал в опалу к Сталину и был снят с поста министра внешней торговли. Это был уже второй случай его конфликта со Сталиным.

В 1943 дети Микояна Вано и Серго были причастны к трагедии, когда сын Министра авиации Шахурина убил дочь посла СССР в Мексике (подробно см. Л73.П11), но Сталин не стал их наказывать, а только выслал в Сибирь на один год.
3 минуты