343 подписчика
7.
Нужно отдать должное тому, что Микоян очень ярко проявил себя в качестве переговорщика высочайшего уровня и Хрущев высоко ценил это качество Анастаса Ивановича. Микоян стал кризис менеджером Хрущева и призывался вести самые конфликтные и непростые международные переговоры.
После ХХ съезда КПСС и возникшего из за этого конфликта с КПК, Хрущев направил Микояна провести переговоры с Мао Цзэдуном и другими руководителями Китая. Пользуясь своими дружеским отношениями с Мао еще с 1949 года, ему на время удалось снять многие противоречия и снизить накал конфликта, но не надолго. В конце 1950-х годов Микоян совершил поездку по странам Азии и установил дружественные и взаимовыгодные отношения со многими неприсоединившимися странами.
Микоян много сделал для восстановления отношений с Югославией и Иосипом Броз Тито. Он несколько лет подряд проводил свой отпуск на курортах югославской Адриатике, одновременно налаживая отношения с Тито и его окружением.
В 1959 году он подготовил официальный визит в США Хрущева, провел для этого переговоры с президентом Эйзенхауэром и вице президентом Никсоном в Вашингтоне.
Во время визита в Японию в 1961 году на открытии советской торгово-промышленной выставки, было раскрыто готовящееся покушение на Микояна, но японским властям предотвратить покушение и задержать убийцу на стадии подготовки.
После Карибского кризиса именно Микоян был направлен провести переговоры с президентом Кеннеди и руководителями Кубы Фиделем Кастро и Че Геварой. Он несколько раз перемещался из Гаваны в Вашингтон и не стал прерывать свои переговоры на Кубе, даже получив известие о внезапной смерти своей жены.
На похоронах убитого президента Кеннеди Микоян возглавлял правительственную делегацию СССР.
Микоян был членом правительственной группы в Новочеркасске летом 1963 года, когда там возникли рабочие протесты. Но ему не удалось Козлова удержать от жесткой позиции, которая в конце концов привела к трагедии.
Летом 1964 года Микоян стал президентом СССР, был избран председателем Верховного Совета СССР, сменив на этом посту Брежнева, который был отозван Хрущевым на работу в Секретариат ЦК после инсульта у Козлова.
В октябре 1964 года Микоян разделил с Хрущевым отпуск в Пицунде. Одним самолетом они возвращались в Москву для участия в Пленуме ЦК, на котором Хрущева отстранили от власти. Микоян был единственным, кто пытался поддержать Хрущева на заседании Президиума ЦК перед Пленумом. Микоян предложил, учитывая заслуги Хрущева и сохраняя преемственность власти, оставить за ним один из руководящих постов: руководство Советом Министров или руководство КПСС, но эти предложения были грубо отвергнуты другими членами Президиума.
Микоян был единственным из членов Президиума ЦК, кто поздравил пенсионера Хрущева с наступающим 1965 годом, отправив ему открытку. Сын Хрущева Сергей, рассказал, что после этого Микояна пригласили в Секретариат ЦК, где Подгорный и Суслов его долго прорабатывали. После этого Микоян, будучи даже на пенсии, не предпринимал больше никаких попыток встретиться с Хрущевым, а в день похорон Хрущева прислал на могилу венок.
В декабре 1965 года Микоян, выполняя действующие нормы Устава КПСС написал заявление об отставке, в связи с достижением 70-летнего возраста. На этом посту его сменил Николай Подгорный. При этом Анастас Микоян остался членом ЦК КПСС и членом Президиума Верховного Совета СССР (1965—1974), был награждён шестым орденом Ленина, за ним сохранили все привилегии персонального пенсионера, часто приглашали на торжественные события в Кремль и даже на банкет по их окончанию, что было беспрецедентным в советской истории.
Но уже на XXV съезд КПСС в 1975 году его не пригласили и он не был избран членом ЦК КПСС, однако до самой смерти продолжал быть депутатом Верховного Совета СССР.
3 минуты
7 февраля 2024