Найти тему

На нашей постоянной экспозиции «Вещь! Ре/конструкция» представлены первые работы А. М. Родченко в области дизайна.


В конце января 1918 года в Москве произошло знаковое событие - открытие артистическое кафе-кабаре «Питтореск» на Кузнецком Мосту.

Конкурс на оформление выиграл Георгий Якулов. Для работы была привлечена команда ярких и разносторонних художников русского авангарда и конструктивизма. В кафе стены расписали по мотивам стихотворения Блока «Незнакомка» Л. А. Бруни, А. А. Осмеркин и Н. А. Удальцова, стеклянный потолок расписывал В. Е. Татлин. А вот светильники из жести непривычной формы — работа Александра Михайловича Родченко, его первый дизайнерский опыт.

В своей книге «Александр Родченко» А.Н. Лаврентьев пишет: «В основу конструкции он (Родченко) взял изгибающиеся, взаимно пересекающиеся плоскости. Конические, сферические формы, свернутые в цилиндры и полуцилиндры поверхности. Они взаимно удерживали друг друга за счет пересечения. По своему духу и характеру эти вещи были динамичны, даже несколько агрессивны. Остроту им придавало то, что всегда в любом положении был виден край материала или жесткие линии сгиба рифленых поверхностей. На некоторых эскизах можно довольно точно угадать материал - это могло быть матовое стекло в сочетании с жестяными деталями - блестящими, полированными, или подкрашенными, матовыми. Один из эскизов фонаря в цвете намекал на еще одну возможность реализации.

Из картона сгибались формы, а затем расписывались маслом наподобие тех композиций, которые из плоскостей изображал Родченко на своих холстах. Эскизы светильников 1917 года точны и изящны как самостоятельные графические произведения. Они в самой общей форме воспроизводят идею свечения, рефлекса света на поверхности. Объемы намечены тончайшей карандашной растушевкой. Некоторые эскизы и вовсе напоминают люминесцентные светильники с их нерезким светом. По-видимому, проекты Родченко так и не удалось реализовать как функциональные лампы у столиков кафе. Он предполагал, что одни будут напольными, по типу торшеров, а другие - подвесными, как люстры. Интерес этой серии светильников не столько в самой дизайнерской теме - проекты абажуров, и не столько в самом характере интерьера, для которого они выполнялись. Главный интерес заключен в авторской идее использовать чисто живописный элемент - плоскость - для конструирования утилитарного объекта.»

Живописец и декоратор Николай Лаков вспоминал уже в 1960-е годы свое впечатление от интерьера кафе: «Внутреннее пространство кафе поражало своей динамичностью. Всевозможные причудливые фигуры из картона, фанеры и ткани: лиры, клинья, круги, воронки, спиралевидные конструкции. Иногда внутри этих тел помещались лампочки. Все это переливалось светом, все вертелось, вибрировало, казалось, что вся эта декорация находится в движении».
2 минуты