60,1 тыс подписчиков
Нацистские фильмы на русскую тему: от "Броненосца "Севастополь" и "ГПУ" до "13-ти стульев".
В советские времена было, вообще, «не принято» упоминать, что в нацистcкой Германии снимались какие-то ни было фильмы на русскую тему.
И это при том, что в кино Третьего Рейха активно работали не только знаменитая звезда О. Чехова, но и режиссер В. Туржанский, актеры Н. Колин, Б. Алекин и другие.
В целом на русскую тему в нацистской Германии в среднем снималось один-два фильма в год.
С приходом к власти Гитлера четко обозначилась тенденция противостояния Третьего Рейха и СССР. Поэтому в нацистском кино существовали две концепции отражения «русского мира»: Россия царская, Россия эмигрантская могли получать позитивную кинематографическую трактовку («Фаворит императрицы», «Эта упоительная бальная ночь» и др.), в то время как большевизм, напротив, всегда выглядел на экране негативно («Броненосец «Севастополь», «ГПУ»).
После нападения Германии на СССР в июне 1941 года царская и эмигрантская Россия явно ушла в Третьем Рейхе в кинематографическую тень, в лучшем случае оказываясь на периферии сюжетов (например, в виде изображения отдельных русских в эпизодах), в то время как в вышедшем в 1942 году фильме «ГПУ» нацистский кинематограф активно разоблачал «происки большевицких шпионов»…
В нацистских фильмах был ощутим ясный пропагандистский посыл, направленный на то, чтобы убедить аудиторию в том, что:
- величие России осталось в далеком прошлом, когда Россия была империей, при которой расцветала культура (комедия о жизни российской знати эпохи императрицы Елизаветы «Фаворит императрицы», музыкальная мелодрама о жизни Чайковского «Эта упоительная бальная ночь» и другие фильмы);
- вместе с тем, и в прошлом имперская политика Россия могла быть опасной для других европейских стран («Варшавская цитадель», «Кадеты»);
- после 1917 года сочувствие могут вызывать только русские, пострадавшие от большевиков и эмигрировавшие на Запад («Броненосец «Севастополь» - Белые рабы», «С полуночи» и др.);
- большевики осуществляют массовый террор – как по отношению к представителям элиты общества, так и к мирному населению и стремятся превратить русский народ в рабов («Броненосец «Севастополь», «ГПУ»);
- вооруженное сопротивление большевикам оправдано и необходимо («Броненосец «Севастополь», «ГПУ»).
В целом идеологический и политический контекст мировоззрения, изображенного в нацистских игровых фильмах на русскую тему, можно, наверное, представить следующим образом):
Являясь продуктом массовой культуры, нацистские фильмы на русскую тему опирались на фольклорные и мифологические источники, в том числе на традиционные представления Западного мира о «загадочной русской душе».
В этом отношении интересен фильм Карла Антона под красноречивым названием «Броненосец «Севастополь» - Белые рабы», в котором отчетливо использован блестяще созданный Эйзенштейном миф о восставшем «Броненосце «Потемкине». Это был своего рода госзаказ на создание нацистского аналога фильму Эйзенштейна.
В фильме «Броненосец «Севастополь» на корабле, как и у Эйзенштейна, тоже восставали матросы. Но это событие было подано с противоположным знаком – восстание на «Броненосце «Севастополь» поднимают злобные и жестокое большевики, которые убивают благородных офицеров, священников, жгут православные иконы…
Базовые драматургические стереотипы нацистских фильмов на русскую тему:
- любовные приключения из жизни русских аристократов;
- страдания русских эмигрантов, сбежавших от большевизма;
- разрушение большевиками мирной, безмятежной и счастливой жизни людей, захват ими корабля, города, массовый коммунистический террор (расстрелы, казни, пытки и т.д.) по отношению к мирному населению, включая женщин; борьба лучших представителей русского народа с большевиками.
В частности в фильме «ГПУ», поставленном одним из наиболее заметных нацистских режиссеров, членом национал-социалистической партии Ритером, главные положительные герои попадают в подземную тюрьму, находящуюся в здании… советского консульства в Роттердаме…
Киновед Александр Федоров. Смотреть бесплатное видео на эту тему здесь: dzen.ru/...4b6
3 минуты
7 февраля 2024