Найти в Дзене
7 подписчиков

В прошлом посте мы рассказывали о существовании давления у фотонов, и задались вопросом: а как такой эффект можно использовать на практике в авиа или космо отрасли. Сейчас расскажем о солнечном парусе.

Для начала скажем, что хоть в названии есть слово парус, он не летит за счёт солнечного ветра, а за счёт давления фотонов только. За счёт ветра летает другой аппарат- электрический парус.
Немного истории
Задолго до научного объяснения того, что можно летать за счёт Солнца, писатели-фантасты предположили (или просто помечтали) о таком способе полёта в космосе. В той же книги, которую мы упоминали в прошлом посте о давлении фотонов-«Необычные приключения одного русского ученого».
Свет есть не что иное, как колебание эфира. Так? Прекрасно. Теперь предположим, что значительное количество таких колебаний отражено при помощи огромного зеркала, прямо по направлению к Венере. Что тогда выйдет? Конечно, световые волны со страшной скоростью понесутся в пространстве и достигнут Венеры. Обитатели Луны пользуются этим, чтобы передавать звуки своего голоса, а мы воспользуемся, чтобы перенестись самим...

Научное предположение высказал советский учёный Фридрих Артурович Цандер. В 1924  в комитет по изобретениям им была подана заявка на проект космического самолета. По задумке Цандера, этот аппарат должен был подниматься в плотных слоях атмосферы сначала с помощью воздушного винта, затем — в более разреженной среде — посредством жидкостного ракетного двигателя, который бы использовал в качестве топлива металл "отработанного" винта и мотора. На орбиту выводилось сравнительно небольшое крылатое устройство, продолжавшее полет с помощью солнечного паруса и способное вернуться на Землю.
В итоге комитет посчитал проект слишком фантастическим, чтобы продолжать какие-либо работы по нему.
Первое реальное использование всё таки произошло в СССР, только в 1992, в ходе небольшого эксперимента (Знамя-2).
Какие у него минусы?
Минусов всего 3, но при современном изучении материалов скорее 2. Первый несущественный заключается в развёртывание самого паруса. Как видно по самой фотографии: материал паруса весь покрыт волнами, так как на него действуют сжимающие силы по окружности. И дело тут не только в форме или способе развёртывания, так как на других аппаратах, с другими формами паруса и способом раскрытия его, виднелись такие же проблемы. Второй, самый существенный- это тяга. Хоть Солнце испускает неимоверное количество фотонов, их хватает на орбите Земли на 4,5 мкПа (ок. 5·10–6 Н/м2), этого конечно мало для невероятно быстрых и эффективных приключений. Минус, который можно уже не считать- это рамы самого паруса, так как уже создали такие, которые почти ничего не весят.
НО какие у него всё таки есть перспективы?
Хоть он и имеет малую тягу, его можно использовать для малых спутников, чтобы менять орбиты, можно использовать в беспилотных аппаратах, чтобы передвигаться в солнечной системе и самое интересное, которое я прочитал, это использование фокуса гравитации Солнца, чтобы парус был гравлинзой, и мы смогли бы наблюдать намного дальше любых телескопов.https://www.roscosmos.ru/37692/
Было интересно?
#космос #история #квантоваяфизика #наука #факты
В прошлом посте мы рассказывали о существовании давления у фотонов, и задались вопросом: а как такой эффект можно использовать на практике в авиа или космо отрасли. Сейчас расскажем о солнечном парусе.
2 минуты