2066 подписчиков
КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ЧЕСТНЫМ С СОБОЙ
Я часто говорю «надо быть честным с собой». «А это как?» - спросили у меня читатели. Меня сначала некоторая оторопь взяла: как это как? А потом я вспомнила, что тридцать лет назад мне вообще не было понятно, о чем речь, потому что так вопрос вообще не стоял.
По смыслу речь идет о том, чтобы замечать, что ты делаешь, и говоришь и для чего, почему, зачем.
Для начала нужно в принципе начать отмечать-наблюдать:
- что я говорю
- как я говорю
- что я делаю
- как я делаю
- что я чувствую
- как я чувствую
У большинства людей вместо всего этого идет хаос из мыслей, то есть, они находятся внутри процесса, которым захвачены. Вот эти первые усилия направлены на то, чтобы приподняться над своим хаосом и начать наблюдать.
Второй шаг - это научиться регулярно себе задавать вопросы:
- Что меня побуждает это делать, говорить, чувствовать?
- Из какого чувства/потребности я это делаю/говорю?
- Чего конкретно я хочу/пытаюсь достичь/добиться/получить, когда я это делаю или говорю?
Регулярная практика в том, чтобы задавать себе эти вопросы (каждый день, как только вспомните об этом или напомните себе по будильнику) приведет к тому, что через несколько лет тренировок самонаблюдение станет для вас естественной практикой.
Есть три нюанса. Один я назову здесь, два других - в одноимённом видео. Очень важно не пытаться приукрасить свои мотивы речи и поступков, потому что не для кого украшать - ни к чему, даже если вам не сильно нравятся ваши мотивы. И припоганивать тоже не зачем. Пробуйте «обстреливать» свои ответы с точки зрения: «а не приукрашиваю ли я? и не припоганиваю ли я?», пока не почувствуете баланс внутри себя, который связан с полной точностью вашего ответа себе. Вы это делаете только для себя, только для самопознания, и для того, чтобы самому себя не вводить в заблуждение.
Для многих людей непереносима эта работа, поскольку узнав свои истинные мотивы, они не знают, что с ними делать. Поразмышляйте просто, побудьте с этим знанием. Если вы честны с собой, дальше жизнь выстраивается иначе.
Некоторые люди путают честность с искренним высказыванием глупости.
Честность - от слова "честь", а не от слова "я художник, я так вижу".
Честность - это когда, прежде, чем сказать, вы спросили себя "а не вру ли я? а не приукрашиваю ли? а не пытаюсь ли я выглядеть лучше, чем я есть? а не пытаюсь ли я оправдаться? или, может быть, мной движет чувство несправедивости?".
Если вы себя не спросили и не ответили честно, что врете, то дальше пойдет искренняя глупость.
Потому что после таких вопросов, обычно, человек долго думает, прежде чем что-то сказать, потому что честность требует тщательной проверки, ибо здесь будет употреблена честь.
Если вы ответили себе, что врете, то дальше уже от чести сложно спрятаться.
Честь - то, что проходит испытание временем. Глупость никогда не проходит этого испытания: сегодня вы смотрите на мир так, завтра эдак (при условии, что вы, все-таки, меняетесь) - в зависимости от широты вашего кругозора. А честь - она не меняется. Она тонка, жестка и остра.
Поэтому, когда мы говорим честно - мы говорим так, как это будет звучать через десять лет. Скажете ли вы так же через десять лет? Понятно, что никто не знает будущее, но если вы ориентируетесь хорошо в своих ценностях и в целом в мире, в людях, в отношениях, то вы можете видеть тенденции. Если вы задаете себе этот вопрос, то вы тут же отшелушиваете сиюминутные эмоции, незавершенные гештальты, страхи и дефициты сегодняшнего дня, потребность произвести впечатление или получить выгоду, или желание оправдаться. Даже, наверно, еще интереснее будет спросить себя "а с того света я бы так же сказал?".
Понятно, что артистическим натурам всегда хочется приукрасить, чтобы было поярче и покрасочнее, пометафоричнее, пособлазительней, но по сути-то, по сути, если отсеять всю эту праздничную мишуру: ты бы имел ввиду то же самое, даже если бы одел эту мысль иначе?
3 минуты
5 февраля 2024