Найти тему
4833 подписчика

Даже не знаю, с чего было бы лучше начать этот пост, потому что тут пересекаются разные истории моего личного и рабочего пространств. Начну, наверно, с рабочего. Если мы возьмете в руки современную книгу и посмотрите на заднюю обложку, вы увидите, как правило, набор однотипных единиц: там будет таглайн («Книга, изменившая жизнь миллионов»), блерб – продающая аннотация. Дальше ревью – короткие отзывы, написанные экспертами отрасли и так далее. По работе – это как раз моя часть. Я часто пишу отзывы на обложки. Как правило, вы их можете увидеть на разном нонфике о детях и родителях, реже – на художке, но тоже бывает.

 
Главный бонус – я читаю массу книг на стадии верстки. И сейчас выйду из сферы рабочего. Последние два отзыва я писала для издательства «Бомбора», где этим летом выйдет переиздание книг педагога Джона Холта. Его считают одним из людей, очень сильно повлиявших на восприятие школы как института с критической позиции и одним из главных столпов внешкольного обучения (и расшколивания как такового).
 
Тут должно было бы логично возникнуть противотечение, потому что мои давние подписчики знают, что я скептически отношусь к домашнему обучению. Так почему же я тут бегу к вам с анонсом Джона Холта? Потому что эти книги отличная почва для рефлексии родителей и педагогов. Это отличная база критического подхода к образованию. Поэтому почитайте Холта — как книги появятся в продаже. А я оставлю тут пару цитат из своего избранного:
 
Какую бы роль ни играли фантазии в жизни детей, мы не можем заставить их фантазировать по требованию, а если попытаемся, рискуем нанести им серьезную травму. Теперь я понимаю, почему мне так не нравилась практика, весьма распространенная в дошкольных учреждениях и начальных классах школы. Пока взрослый играет на пианино или гитаре, детям предлагают, то есть велят, вообразить, что они деревья, птицы, снежинки, полевые цветы и тому подобное. Очень быстро дети начинают воспринимать фразу «Представьте, что вы снежинки» как сигнал махать руками, кружиться и прыгать по комнате. На других занятиях они двигаются мало, а потому охотно пользуются этой возможностью. Но мы ни в коем случае не должны думать, будто они действительно фантазируют. Дети покорно выполняют то, что требуют от них взрослые: они только притворяются, что воображают себя снежинками или птичками, и делают вид, что им это нравится.

Периодически самые смелые учителя инициируют так называемую «дискуссию», после чего происходит то, что Билл Халл называет «вытягиванием ответов». Учитель задает серию наводящих вопросов, направленных на то, чтобы ученик дал заранее выбранный «правильный» ответ. Методические пособия пестрят примерами этой техники — «Проведите дискуссию, в которой вы подчеркиваете следующие моменты...». Такого рода фальшивый, направленный разговор хуже, чем вообще никакого». Нельзя не признать, что некоторым учителям нравится быть «тракторами-тягачами». Им нравится думать, что они контролируют не только тело ребенка, но и разум. Им нравится чувствовать себя источником — причем единственным — всех знаний и мудрости в классе. Некоторыми такими учителями движет любовь к власти, которую школа дает им в изобилии; другими движет глубокая, а иногда и отчаянная потребность чувствовать себя полезными, нужными и даже незаменимыми для своих учеников. И те и другие с опаской относятся к любым предположениям о том, что дети могут и должны учиться самостоятельно. Конечно, многие учителя хотели бы предоставить учащимся больше независимости и самостоятельности, но их сдерживает страх перед стандартизированными тестами, по которым будут судить учеников и их самих. Школа, видящая свою основную задачу в том, чтобы подготовить детей к контрольным работам, тестам, переводным, выпускным и вступительным экзаменам и тому подобному, едва ли станет поощрять независимую работу учащихся.
3 минуты