174,8 тыс подписчиков
Тагиевский дворец - пожалуй, главное здание Молоканки, как называли самый фешенебельный район в Старом Баку. На наследие "нефтяных ханов" рубежа 19-20 веков пронизывает город,. Разными путями выбившиеся в магнаты прямиком из народа, азербайджанские нефтепромышленником во многом и формировали этот народ, тогда не имевший даже единого названия. Гаджи Зейналабдин Тагиев к концу жизни был среди них может и не самым богатым, но безусловно - самым уважаемым и влиятельным.
Выходец из бедноты Ичери-Шехера, он начинал как простой каменщик, но уже в 1860-х годах занялся торговлей, быстро поняв, что лучший бакинский товар - керосин. От керосиновой лавки он быстро перешёл к керосиновому заводу, став одним из первых азербайджанцев в нефтяной промышленности царской России, а в 1872 году, когда частным лицам разрешили владеть нефтепромыслами, удачно вложил своё состояние в промысловый участок. Другие его соплеменники подтянулись в этот бизнес позже, а поначалу было их здесь, включая Тагиева, только двое против дюжины русских и армян.
В 1897 году Тагиев продал свои промыслы и заводы Английскому банку, но оставил себе контрольный пакет акций, таким образом войдя в число директоров новой компании "Борн" ("Бакинское общество русской нефти") со штаб-квартирой в Лондоне. А чтобы поставлять нефть в Англию было удобнее, "Борн" стал одним из главных инвесторов первого в мире магистрального нефтепровода (1897-1907) из Баку в порт Батум. Ещё Тагиев владел целым флотом на Каспии, рыбными угодьями, паровыми мельницами и крупнейшей в Закавказье текстильной фабрикой в бакинском предместье Зых, на которой в 1906 году приключилась и крупнейшая в Российской империи стачка рабочих-мусульман.
Она изрядно пошатнула светлый образ мецената, спонсор азербайджанских школ и типографий, поборника национальной культуры и одновременно - патриота России. Но многие из критиков Тагиева своим положение были обязаны ему: Гаджи Зейналабдина был крупнейшим покровителем образования в Азербайджане, попечителем Мариинской женской гимназии, Бакинского нефтяного техникума, садоводческой школы в Мардакянах и фонда персональных степиндий для студентов-мусульман, среди которых был и учившийся в Одессе большевик Нариман Нариманов.
В 1890-х годах Тагиев построил себе дворец в Баку и дачу в Мардакянах, на которой и умер в 1924 году. Дворец же большевики конфисковали ещё в 1920-м да разместили в нём Азербайджанский исторический музей. Там богатая экспозиция и прекрасно сохранились интерьеры, но мне не повезло - музей был уже давно закрыт на реконструкцию.
2 минуты
17 февраля 2024
200 читали