2 подписчика
Посадка! Волнительный момент, о котором пассажир ничего не знает, потому что вцепился в подлокотники с закрытыми глазами. 🙋♀️
Разберём процесс посадки простыми словами.
В отличие от машины, самолёт движется по трём осям (подробнее об этом в другой раз). Задача пилотов - постепенно замедлять скорость и высоту движения, под правильным углом коснуться шасси взлётно-посадочной полосы и, контролируя распределение веса, затормозить до того, как полоса закончится.
Алгоритм успеха одинаков для любого типа самолёта, будь то “Дримлайнер” B787 или малыш Cirrus. После того, как разрешение на снижение и заход на посадку получены (подробнее тоже потом), пилоты:
1) Снижают скорость самолёта и выпускают закрылки, которые помогают удерживать тягу на низких скоростях.
2) Достигают захода на посадку (“final approach”) и выпускают шасси.
3) Контролируют скорость и высоту снижения до определённой точки начала посадочной полосы (продолжая выпускать закрылки).
4) В определённый момент времени выравниваются параллельно полосе и чуть поднимают вверх нос самолёта (“landing flare”).
5) Касаются полосы задними шасси и продолжают плавно опускать нос до касания земли передним шасси.
6) Начинают торможение.
7) Покидают взлётно-посадочную полосу максимально быстро, свернув в зону taxiway (на русском впервые слышу этот термин - на рулёжную дорожку!)
😎 Надеюсь, настанет тот момент, когда в этот блог придут пилоты и скажут: ты не права! там всё намного сложнее. Потому что действительно между этими 7 пунктами много важных мелочей и деталей).
В обыденной жизни процесс посадки поэтапный и гладкий. Но иногда жизнь усложняется непростым ландшафтом, погодными условиями, плохой видимостью (тогда применяется не визуальный, а инструментальный заход на посадку), или подвисанием в зоне ожидания.
В идеальной среде самолёт всегда должен быть направлен навстречу ветру (подробнее тоже потом в посте про взлёт) - поэтому в больших аэропортах, где взлетно-посадочных полос больше 1-2, паттерны меняются в зависимости от направления ветра. Но случаются посадки при сильном боковом ветре - тогда пилот должен применять коррекцию относительно каждой из трёх осей, в английском известное как “crabbing”. 🤩
При посадке действует единое золотое правило - в любой непонятной ситуации иди на второй круг. Поэтому пилоты отрабатывают паттерн touch-and-go (коснулся полосы - перевёл закрылки, автомат тяги, штурвал на взлёт - взлетел) много часов обучения.
В общем, посадить самолёт - это одно дело. Но мягкая посадка - свидетельство того, что ваш КВС и второй пилот - команда капитана “Маслице”. 🛬🤌👏
И традиционно - advanced reading для будущих пилотов:
🤍 Разбор техник конвенциональной посадки и посадки при боковом ветре от Аэронавигационного университета Эмбери-Риддл.
Наш телеграм 💙 @takeoffblog
2 минуты
14 февраля 2024