15,2 тыс подписчиков
#Огонь
Сегодня займемся увлекательным, но спорным делом: в образах из сказок поищем отголоски древних традиций. Дисклеймер: это лишь спекуляции, историческими и этнографическими фактами им лишь предстоит стать после исследований учеными. Которые, надеемся, обязательно будут проведены.
Итак, представьте. Вы — некий Иван. Дурак или царевич, сейчас не важно. Вы покидаете места обитания живых людей, подходите к густой чаще и находите избушку на курьих ножках, с Бабой-Ягой, костяной ногой, а нос в потолок врос. Что это значит?
С сюжетной точки зрения, Ивану нужно попасть в потустороннее Тридевятое царство. Логично попадать туда через что-то почти потустороннее — могилу. Костяная нога — намек, что Баба мертва. Нос, вросший в потолок, указывает не на размер носа, а на то, что избушка маленькая, ведь покойнику много жилплощади не нужно.
Тут и зарыта собака. Точнее, как раз, не зарыта. Пока. Поясним.
Иные комментаторы интерпретируют Бабу-Ягу, как мертвеца. Дескать, избушка на курьих ножках — это срубное воздушное захоронение, практиковавшееся на территории Руси, когда еще Руси не было. Чуть ли не в Бронзовом веке 3 тысячи лет назад. Кстати, курьи — это не куриные, а обкуренные дымом, чтобы медленнее гнили и не привлекали насекомых.
А мы не согласны с такой интерпретацией.
Баба-Яга еще не окончательно мертва. Мы избушку на ножках возводим не к древнему постоянному срубному захоронению, а к временной моровой избе, известной вплоть конца 19 века.
Такие нужны потому, что на Руси бывает холодно, должно быть, замечали. А значит, промерзает земля и не так-то легко вырыть могилу. Поэтому зимой покойников сначала клали в такую избу, подальше от живых, но все же относительно недалеко. А весной уже хоронили в землю.
Так что Баба-Яга еще более подходящий кандидат на роль посредника. Она уже мертва, но еще не окончательно отошла в иной мир.
📸: нашли показательное фото захоронений аж начала 20-го века. К сожалению, не нашли первоначальный источник и где именно они сделано.
1 минута
2 февраля