Найти в Дзене

Нико Пиросмани. Арт-наив.


Поговорив об Анри Руссо, невозможно не вспомнить другого известнейшего художника, еще одного представителя наивного искусства, Нико Пиросмани.

Чтобы вам было понятнее, арт-наив в живописи – это когда рисует самоучка, который по-другому не может. А примитивизм – это когда профессионально обученный художник подражает наиву. И он по-другому может!

На рубеже XIX и XX веков, в это переломное для искусства бунтарское время, когда импрессионизм уже утратил былую свежесть и скандальность, путь примитивистам расчистили такие признанные творцы, как Гоген, Пикассо и Матисс. На основе наивного искусства были разработаны новые авангардные направления живописи - кубизм, фовизм, экспрессионизм.

Но перенесемся в Тифлис к Нико Пиросмани, художнику, которого при жизни почти не замечали и на которого обратили внимание лишь за три года до смерти, который создал почти 2000 картин, росписей и вывесок, работая практически за бесплатно и умер в неизвестности и безысходной нищете, и которого полвека спустя выставляли от Парижа до Нью-Йорка.

Наивное искусство – это стиль, к которому относятся работы непрофессиональных художников, величина таланта которых перекрывает отсутствие умения правильно выстроить перспективу или передать светотень. Таким художником и был Нико Пиросмани, который учился разве что у бродячих живописцев, изготавливающих вывески и рекламные сообщения различного формата для лавок и трактиров.

Стиль Пиросмани происходит из двух основных источников – общегрузинской наивной городской живописи и церковных средневековых фресок. К первой его приобщили бродячие художники. Вторые были почти на каждом углу, и качество их было очень высокое, ведь Грузия в средние века входила в Византийский круг, и культурное общение с метрополией было у нее очень насыщенным.

Как всякий наивный художник, Пиросмани чаще всего писал то, что знает, а не то, что видит. То есть, снег у него белый, трава зеленая, а небо синее. Хотя намеки на светотеневую моделировку и всякие рефлексы у него есть. Анатомии он не знал, пропорции приблизительны. С линейной перспективой настолько большие проблемы, что лучше о ней не говорить. То же самое с перспективой светотональной. Но все это недостатки с точки зрения академической живописи. А с точки зрения авангардизма это как раз достоинства и есть, особенно, если к этим нарушениям классических правил добавить выразительность и цельность. А уж этого-то у Пиросмани хватает. Но остаться бы ему на всю жизнь известным лишь хозяевам и посетителям лавок и духанов, если бы не нашли его в Тифлисе деятели русского авангарда братья Зданевичи и примкнувший к ним Михаил Ле-Дантю, в результате чего четыре работы Пиросмани были выставлены в Москве на футуристической выставке «Мишень».

Это было время, когда кубофутуристы требовали сбросить Пушкина с корабля современности, когда кубист Вламинк предлагал сжечь Лувр, протестуя таким образом против академизации искусства и требуя радикальных обновлений. Именно тогда наив стал источником вдохновения для всех, кто хотел избавиться от приемов и штампов в искусстве. Неиспорченный культурой и образованием взгляд на мир – вот что было необходимо и востребовано в тот период. И на этом фоне Зданевичи находят в Тифлисе Пиросмани, художника, который может добиться необычайной выразительности неклассическими методами. «Я так хотел сделать, и у меня получилось», - одна из немногих его сохранившихся фраз.

Картины Пиросмани отличает прежде всего монументальность, это у него от фресок. Ничего лишнего, силуэты обобщенные, деталей мало, цвета локальные, без полутонов, композиции классические, симметричные, устойчивые. Фон неопределенный, но хорошо выделяющий фигуры. Все это работает на выразительность.

Читайте также:

1.   Пасхальный ягненок перед пасхальным столом
2.   Кутеж в виноградной беседке, начало века
3.   Мальчик – рыбак, 1908
4.   Олень на фоне пейзажа, 1913
5.   Девочка с воздушным шаром, начало века
6.   Медведь в лунном свете, 1913
7.   Рыбак среди скал, 1906
8.   Жираф, 1905
9.   Актриса Маргарита, 1909
3 минуты