47 подписчиков
Вы думаете, что смысл профориентации подростков в выборе профессии?
➡ Да — потому что подходящая профессия будет найдена.
➡ Нет — потому что профориентация с психологом решает куда больше вопросов.
Представьте две картинки.
1⃣ На одной подросток, который выбрал специальность и профессию, знает, кем хочет быть, куда поступать, что для этого нужно сделать. Видит цель и действует.
2⃣ На другой подросток, попавший в нехорошую компанию, с зависимостями, возможно, находящийся в депрессивном состоянии, возможно, испытывающий бессилие и отчаяние.
Эти две картинки несовместимы, вы согласны? На них не может быть один и тот же человек.
🚀
Если вы читаете этот пост, вероятно, наши с вами взгляды совпадают. И вы тоже представляете выбор профессии не как пятиминутное тестирование, а как личностную работу, самостоятельный выбор.
И вот фокус. Чтобы выбрать профессию, нужно сначала осознать себя: интересы, способности, что хочу, что не хочу, как представляю свое будущее, получить представление о своем темпераменте, понять, интроверт я или экстраверт. И многое другое.
Я наблюдала как происходит выбор профессии больше сотни раз, и всегда это громадная работа души и ума подростков. Будем честны, не все взрослые располагают подобной картой своей личности, а уж для ребят все эти размышления — впервые в жизни. Пересмотр прежнего представления о себе, сформированного в детстве на основе слов родителей. Формирование уже собственного образа себя.
Безусловно, это исключительно важная работа. Но в рутине подростковой жизни обычно нет таких мест и времени, в которых подобные вопросы бы обдумывались или обсуждались. Поэтому если намеренно не создавать условия для таких размышлений и не организовать их, они могут так и не случиться.
Программа профессионального самоопределения — один из способов создать пространство для таких размышлений. Причем идея пройти профориентацию звучит для подростков достаточно конкретно и понятно, вызывая не так много сопротивления.
А уж там, под вывеской профориентации, происходят и другие, более глубокие процессы самопознания.
🚀
Второй побочный эффект профориентации — это самостоятельность выбора.
Единственно верный на мой взгляд подход, в котором работаю и я, состоит в сопровождении подростков к их собственному самостоятельному выбору. Конечно, опираясь на мою методику, на создаваемую мной информационную среду, мою поддержку и обдумав с помощью моих вопросов свой выбор со всех сторон. Но самостоятельному. Бесценный опыт.
🚀
Понимание себя как личности и способность принимать решения и влиять ими на свою жизнь называется субъектностью или авторским отношением к жизни.
Профориентация такого качества — это тренажер субъектности. Познать себя и самому принимать решения по поводу своей жизни. Попробовав раз, забыть этот опыт уже невозможно. Поэтому родители детей, уже готовых воспринять такую модель поведения, говорят: “Мой сын резко повзрослел”. А просто сын, попав в поле помогающего практика, попробовал быть автором жизни и ему понравилось. Оказывается, так можно было! Или если психологически нужно еще время, этот опыт становится семечком, которое попало в почву и прорастет позже.
Авторство очень важно. Его возвращение помогает работать даже с сложными подростковыми проблемами — суицидальными мыслями, наркотическими, алкогольными и другими зависимостями. Да, и игровой тоже!
Предупредить проблему всегда легче, чем бороться с ней. Поэтому если есть цель подстелить соломки так, чтобы типичные проблемы подросткового возраста даже на горизонте не появились, имеет смысл задуматься о профессиональном самоопределении. Только это должно быть не тестирование, а подход, в котором заложено формирование авторства.
3 минуты
1 февраля