228 подписчиков
Жорж Сёра и “Пудрящаяся девушка”.
Её звали Мадлен Кноблох. Мать Мадлен в поисках лучшей доли перебралась из бельгийского Мозеля в Париж. Трудно представить себе более неожиданную подругу для такого интеллектуального человека, каким был Сёра. Всё, что внушало ему отвращение или ужас, воплощалось в этой женщине. Обладая яркой, раскрывшейся красотой, Мадлен Кноблох отличалась весьма посредственным умом; если Сёра - воплощение рассудка, она - сама плоть. Её черты не несли на себе никаких признаков одухотворённости, которая освещала бы или оттеняла её пухлое лицо пустой болтушки. Она принадлежала к той категории девушек, которых инстинкт замыкает в узкие рамки женского мира и которые в ожидании мужчины проявляют интерес лишь к окружности своей груди или объёму бёдер. Да, создатель пуантилизма и эта женщина составляли странную пару. Жизнь пошутила над художником.
В его годы художники Монмартра флиртовали напропалую, но Жорж был робок с женщинами и опыта общения с ними почти не имел. Да и откуда? Вся его жизнь ушла на поиск "верного разделения цвета и научно обоснованной манеры живописного письма». Именно такую задачу Сера поставил перед собой еще в пятнадцать лет. С тех пор юноша не только рисовал, но и изучал оптику, химию, физику.
Влюблённость привела к тому, что Сёра сосредоточил свои усилия в новой для него области - в жанре портрета. Он рисует Мадлен, пудрящуюся за маленьким туалетным столиком с изогнутыми ножками. Изначально на картине был изображен сам Сёра в отражении висящего на стене зеркала. Однако позже, по совету друга, боясь насмешек, он заменил автопортрет горшком с цветами. Кстати, до самой смерти художника никто не ведал об отношениях Жоржа и Мадлен, хотя у них был ребёнок. Художник был скрытным по отношению ко всему, а в вопросах личной жизни – тем более.
Чтобы лучше понять жизнь Жоржа Сёра и Мадлен, приведу небольшие выдержки книги Анри Перрюшо «Жизнь Сёра».
Совершенно вымотанный происшедшим, Жорж опустился на ступеньку. Ну почему эта женщина постоянно чем-то недовольна? Разве не из-за нее он отказался от любимых пейзажей и взялся писать дурацкий канкан, надеясь, что за него больше заплатят?
Несколько лет назад его новая манера произвела в Париже фурор. У двадцатичетырехлетнего живописца неожиданно появились ученики и последователи, в числе которых оказался даже знаменитый Камиль Писсарро. Критики, конечно, называли картины Сера мазней, официальные выставки Художественного салона его работы не принимали. Хотя нет, однажды взяли рисунок, где Жорж изобразил своего друга, с которым учился в Школе изящных искусств.
...Ровно десять лет назад Жорж и двое его друзей, Аман-Жан и Лоран, тогда совсем юные, но дерзко уверенные в своих талантах живописцы, в знак протеста против академической живописи ушли из Школы изящных искусств, сняли в складчину мастерскую — сарай на улице Арбалет — и взялись за ее благоустройство. Но выросшие в обеспеченных семьях, они ничего толком не умели. Сначала Лоран вызвался мыть пол и занозил палец. За ним Аман-Жан, вбивая в стену гвоздь, заехал молотком по руке. Следующей жертвой стал Сера. Чистя шпателем скамейку, он сильно порезался. На другой день рука плохо держала кисть: на полотне выходили не широкие мазки, а точки. Не в тот ли день родилась его новая манера живописи?
Потом они вместе готовились к своей первой выставке в Салоне. Ради друзей он тогда отказался от задуманных сюжетов. Аман-Жан с Лораном получили награды. А ему жюри посоветовало в следующий раз подбирать сюжеты поярче!
Самое обидное, что оба его приятеля после этого задрали носы и долго ходили, не замечая неудачника Сера... Покинув их мастерскую, он примкнул к Ассоциации отклоненных художников-бунтарей.
Насколько мелок и узок творческий мир! — подумал Сера. Как говорит насмешник Эдгар Дега, «чтобы не наплевали на ваш талант, надо встать в стаю». Но Жорж Сера не зубаст и не хочет в стаю...
Вот и Мадлен вечно пилит: надо завести влиятельных друзей, приглашать их в гости. Но так жалко тратить драгоценное время на пустые разговоры!
Читайте также:
3 минуты
31 января 2024