Найти тему

Жорж-Пьер Сёра: “На лица можно посмотреть и в театре”.

"Воскресный день на острове Гранд-Жатт".

Сегодня рассказ о знаменитом полотне Жоржа Сёра “Воскресный день на острове Гранд-Жатт”. Художник работал над ним два года, картина была показана на последней, восьмой выставке импрессионистов в 1886-м году и произвела сенсацию. Сенсацией, как вы понимаете, может быть как оглушительный успех, так и грандиозный провал. Появление этой работы стало эпохальным событием в истории живописи, картина была выполнена в совершенно новой художественной манере, которая оказалась не понята и не имела успеха у зрителей. Техника, которую изобрели Жорж Сёра и Поль Синьяк, основана на свойствах человеческого глаза и состоит в том, чтобы создавать композиции с крошечными, отдельно стоящими мазками чистого цвета, которые слишком малы, чтобы выделить их при взгляде, но которые делают картину единым восхитительным цельным произведением.

Как часто случается с новаторскими методами, картина вызвала очень противоречивые отклики со стороны критиков и общественного мнения. Художник не прорисовал лиц людей, хотя силуэты отличаются точностью и четкостью. Из-за этого кажется, что Сёра изобразил на картине не людей, а безликие манекены. Эта особенность стиля не нашла однозначного признания зрителей. При этом сам художник возражал критикам, объясняя тем, что на лица можно посмотреть и в театре. А в картине главное - внутренняя духовная составляющая, подтекст, который каждый видит по-своему. Картина передаёт суть: отдых парижан в их любимом месте для воскресных прогулок, а конкретность тут ни к чему.

Стиль работы «Солнечный день на острове Гранд-Жатт», с подачи молодого критика Феликса Фенеона, получил название «неоимпрессионизм», а положительный отзыв об этой картине был составлен им лишь через два года после ее создания. Техника рисования позже получила название пуантилизм. Это сейчас мы знаем, что Жорж Сёра был революционером в искусстве, разработал новаторскую концепцию, изменив ход развития живописи. Теперь он считается основателем французской школы неоимпрессионизма, а тогда, в 1886-м не только критики, но и сами импрессионисты, отнеслись к новому художественному стилю враждебно. Ренуар, Сислей, Кайботт и Моне, назвавший пуантилистов “пачкунами”, отказались экспонироваться вместе с ними.

Картина «Солнечный день на острове Гранд-Жатт» одна из самых замечательных картин XIX столетия периода постимпрессионизма. Сера завершил эту выдающуюся работу в возрасте 26 лет.  Это самая знаменитая работа художника, но она была второй из двух его шедевров монументального масштаба. Первой крупной композицией Сера была картина «Купание в Аньере», созданная двумя годами ранее, в возрасте 24 лет. Художник потратил на нее год, намеревался сделать это грандиозным событием, рассчитывая выставить картину на официальном Салоне весной 1884 года, но она была отклонена.

На двух этих монументальных работах изображено одно и то же излюбленное место Сера. Он часто бывал в Аньере на острове Гранд-Жатт и любил посидеть на берегу Сены напротив моста в Курбвуа. Две картины – это два берега одной реки, которые так далеки друг от друга. На одном берегу люди купаются и загорают на солнце, на втором – прячутся от солнца в тени зонтиков. Лицевая и изнаночная сторона Парижа. “Купание в Аньере” - живая сценка из жизни обычных простых парижан, отдыхающих в одном из пригородов столицы. «Солнечный день на острове Гранд-Жатт” – иллюстрация развлечений высшего света.

Жорж Сера был одним из самых многообещающих и перспективных молодых художников. К сожалению, болезнь оборвала его жизнь в 1889 году, когда ему был всего 31 год. После его смерти картина“Воскресный день на острове Гранд-Жатт” пропала на тридцать лет и вновь появилась публике только в 1924-м году, когда любитель искусства Фредерик Барлетт Клей приобрел ее и одолжил полотно Художественному институту Чикаго.

1. Воскресный день на острове Гранд-Жатт.
2. Купание в Аньере.
3-6. Эскизы, наброски, рабочие материалы

Продолжение:
3 минуты