1624 подписчика
Буквально второй частью, подхватывающей рассказ предыдущей публикации-знакомства с текстом и его внутренним устройством, настоящую заметку я бы не назвал. Однако она уделит внимание одной группе понятий, что я пытаюсь поселить в тексте, организуя вокруг них маршрут читателя.
Фрагмент, о котором пойдет речь:
"Интуиции ведут к подбору слов, к сложной организации переживаний, обращающихся к смысловым пластам и обращенным ими. Интуиции тоже созревают где-то на этом тончайшем рубеже, штрихе в технике сфумато. Лаконичное именования для призрака границы - кризис. Но все это - уже философия, длящаяся и раскрывающаяся. Что же предвосхищает вопрос? Широчайшее и эссенциально чистое стремление осознать себя, отразиться в сознании, обнаружить и принять. Признать свое присутствие как данность, уже много после предстающую в формуле «несвободы быть / свободным». Найти силы быть, прервав инерцию существования. Совершить это - значит прийти к готовности ставить вопрос."
Как Вы могли заметить, в начале эссе и к его завершению дважды повторяется фокусировка на состоянии человека, ставящего вопрос или вопросы. Не столь ценна формулировка, ключевое значение отводится поиску смысла жизни, ориентации, опоре. Думаю, не только в моем случае напрашивается модель, когда человек исходит из набора представлений, ценностей, установок - иными словами, из себя - и формулирует вопрос, демонстрирующий направленность сознания. Но вся игра мыслей и путеводных знаков должна предваряться моментом возникновения интереса и обращения к сонму черт внутри нас. Уже к ее следствию, то есть к эпизоду за спонтанным наступлением мига "вдруг", что знаменует пробуждение "Я", я отнес интуицию.
Тут же намечается двойственность ситуации.
Во-первых, наличие подручных инструментов, из которых все же складывается интуиция. Ведь она принадлежит нам. И в классическом духе следующий за ней вопрос - репрезентация нас, того, что мы пожелали узнать и о чем захотели спросить. Мной используется слово "кризис", взятое из предшествующих рассуждений о нигилизме и масштабируемое с высоты культурного или цивилизационного опыта до индивидуального события. Кризис как ощущение неполноты, что, по-моему, гармонично вступает в связь с идеей поиска основания, которого может не доставать для объяснения явленного и переживания опыта вообще. Даже для самоидентификации, готовности действовать и жить.
Во-вторых, ускользание ясности, что побуждает искать и вопрошать. Для подчеркивания призрачности я использовал живописные понятия. Это "штрих" и "сфумато". Цитата: "Интуиции тоже созревают где-то на этом тончайшем рубеже, штрихе в технике сфумато. Лаконичное именования для призрака границы - кризис.".
Мной неоднократно выводится картина рубежных или пограничных состояний, возникающих между неопределенностью и определенностью, между вполне конкретной спонтанностью и уже оформленной мыслью. Штрих - подходящее именование для действия, что несет уязвимость и ограничено во времени. Его существование краткосрочно, под стать заметке, что будет моментально пущена в дело. Сфумато же указывает на технику исполнения, характеризующую среду, метафорически исполненную в размытости, с избеганием контура. Намеренность, присущая технике, является альтернативой для обозначения необходимости. Названный рубеж есть только в своей рассеянности, а использование слова "кризис" должно выстроить полифонию с ранее упомянутым "беспокоящимся культурным кранногом", предметом одновременно шатким, окруженным темными водами, и служащим основанием.
В случае с кранногом эпитет беспокоящийся, рассеченный после приставки еще одним штрихом, свидетельствует о хрупкости результата и тревожности, внушаемой им. Нам привычно говорить "покоиться на чем-то", но с добавлением префикса удается сохранить исходную идиому, выведя ее в подходящую тексту плоскость: занять неустойчивое или недостаточно надежное положение.
Вернемся к сфуматом и штриху. Как подчеркнул один образованный подписчик, "штрих - это след, а сфумато из кожи вон лезет, чтобы избежать следа". Я вижу здесь подходящий амбициям парадокс, ведь в эссе их масса. Все-таки любой живоп
3 минуты
30 января 2024