Найти тему
73 подписчика

Шпаргалки, решебники...и ChatGPT


Вы, наверное, помните историю о том, как студент РГГУ написал и защитил диплом с помощью ChatGPT. После этого случая многие учебные заведения стали обсуждать вопрос запрета применения ChatGPT, а какая-то часть наоборот сделала применение нейросетей частью образовательного процесса.

Одно из мнений среди тех, кто был сторонником запрета ChatGPT состояло в том, что нейросеть даёт возможность получать студентам готовые решения. Из-за этого, соответственно, снижается возможность оценки знаний по теме обучения.

💭 Мне кажется, что такое отношение к ChatGPT можно сравнить со шпаргалкой.

Но, как ни странно, никто не вёл столь широкий дискурс о всевозможных рисках о самих шпаргалках, несмотря на их появление со времён Древнего Египта. Ведь шпаргалки давали такое же готовое решение как нейросеть при запросе.

А как же всем известные ГДЗ (готовые домашние задания), которые издавались с 1990-х? Они ведь также как и ChatGPT давали возможность найти готовое решение, причём уже более комплексных и сложных заданий (например, по решению задач по физике).

Если следовать данной логике, то «расцветом списывания» и вовсе стало появление в 1993 поисковика World Wide Web Wanderer. Тогда студенту уже можно было при помощи одного клика найти нужный ответ.

Зачем я веду эти сравнения?

Ответ: возможность получить готовое решение в обучении существовало во все времена. Только (условно) с каждым столетием увеличивалась скорость получения нужного ответа и появлялась возможность решения более сложных задач в обучении.
Мотивированный студент будет учиться, а немотивированный — нет. Последний, соответственно, использует любое средство ради «хорошей отметки» будь то шпаргалка, которой тысячи лет, или новинка в виде ChatGPT.

Как будут развиваться подходы к оценке знаний студентов?

▪️Во-первых, на мой взгляд, превалирующим направлением в оценке знаний студентов станет использование кейсов, которые будут охватывать проверяемые компетенции по теме обучения на основе смоделированной проблемной ситуации. В какой среде учебные кейсы будут реализовываться в реальной или виртуальной — это уже вопрос учебных целей, а также ресурсов.

▪️Во-вторых, в проведении оценки знаний будет увеличиваться роль человеческого фактора. Например, группа экспертов путём дополнительных вопросов будет оценивать проектную работу студента. И чем, соответственно, многообразней состав экспертов, тем выше эффективность оценки (и, кстати, меньше субъективизм).

▪️В-третьих, ChatGPT станет помощником в процессе оценивания. Например, его можно использовать для генерации ошибочных суждений, т.к. нейросеть порой выдаёт неактуальную информацию. У студентов в таком случае появится возможность вступить в дебаты с нейросетью, а всем оценивающим лицам (от экспертов до преподавателей) понаблюдать за ответами студентов и зафиксировать необходимые отметки с опорой на материалы курса обучения.

Коллеги, а как, на ваш взгляд, изменятся подходы к процедурам оценивания знаний студентов с появлением ChatGPT ❓

Михаил Осипов и Команда сообщества Digital Learning
2 минуты