43 подписчика
Автор: Элизабет Берингер, Фельденкрайз практик с 35-летним стажем, директор профессиональных тренингов в Великобритании, Швейцарии и США
Практика, или регулярная тренировка может иметь самые разные значения в зависимости от вида деятельности и культурного контекста. Далее я буду раскрывать это понятие через призму
японских боевых искусств, чтобы поразмышлять о том, что значит практиковать в контексте метода Фельденкрайза.
На японском боевые искусства называются будо. Бу означает "боевой",
и До - "путь или образ жизни". Окончание До встречается во многих занятиях, которые предполагает развитие всей личности в течение долгого времени: боевые искусства Дзюдо и Айкидо, Кадо (путь цветов или аранжировки цветов), Садо (путь чая) и Сёдо (путь каллиграфии). Во всех этих практиках заложена идея о том, что для овладения
искусством, вы должны также развивать себя физически, умственно, эмоционально и духовно. Моше Фельденкрайз познакомился с таким образом мышления через свою практику дзюдо, и особенно через обучение у 8-го дана Гундзи Коидзуми в Великобритании. Учителя Фельденкрайза ожидали от него личного участия в трансформационном процессе как ключевой части становления его самого, как учителя. Это не было похоже на обычный западный путь к развитию экспертных знаний. Но идея До - изучения и воплощения искусства познания себя, как пути или образа жизни - хорошо описывает то, как многие практикующие Фельденкрайз рассматривают свое постоянное развитие как учителя.
Во многих культурах, особенно западных, практика часто рассматривается в терминах количества занятий, направленных на конкретное овладение каким-либо навыком. Существует много западной литературы о жизненных уроках, полученных в спорте, об изматывающих тренировках, проигрышах и победах и т. д. Но это не то же самое, что понятие о культивировании и развитии всего себя через практику, с самых истоков. Японская идея "До" иногда может быть выражена в английском языке, когда слово "практика" используется как существительное, как, например, "моя буддийская практика" или "практика осознанности". Я считаю, что изучение и интеграция в свою личность какого-либо искусства как пути или процесса, продолжающееся всю жизнь, непосредственно отражает суть метода Фельденкрайза. В контексте японских боевых искусств этот процесс иногда также выражается как идея о том, что противостоять нужно не внешнему врагу, а в конечном итоге тому, кто находится внутри самого себя.
Сегодня трудно провести черту и сказать, что на Западе практикуют вот так, а на Востоке - вот так. Идеи многих культур ежедневно смешиваются и трансформируются, и провести чёткие различия становится всё труднее. Обращение к традиционным практикам часто может прояснить ситуацию, особенно при должном упорстве. Углубляясь в идею До, мы можем столкнуться с трехступенчатым процессом, называемым в традиционной японской культуре Шу Ха Ри. В рамках этих стадий проводятся различия между практикой и обучением по мере взросления. Я сталкивалась с этим разграничением в основном в процессе моих тренировок по айкидо, особенно с моим главным сенсеем К.Чиба, 8-й дан, у которого я занималась более 30 лет. Я считаю, что это может быть драгоценной призмой для рассмотрения развития в методе Фельденкрайза.
Шу - это первая стадия, а в боевых искусствах - это стадия взаимодействия с "ката", или формой. К. Чиба писал: "...Характерной чертой этой стадии является изучение и интеграция основ через повторение ката, именно так, как они представлены... с полной открытостью и скромностью". Благодаря повторению, практика изучаемого искусства становится для ученика второй натурой. Важные различия усваиваются. Говоря об этом этапе, сэнсэй Юкиёси Такамура из школы джиу-джитсу Ёсинрё отмечает: "Со временем различные нейромоторные процессы становятся интуитивно интегрированными настолько, что уже не осознаются учеником". Это позволяет ученику постепенно становиться более чутким в настоящем моменте, поскольку ему не нужно уделять внимание основам.
3 минуты
29 января 2024