342 подписчика
3.
На Пленуме ЦК после съезда Хрущев закончил кадровые перестановки в высших органах власти и сам окончательно получил полноту власть. В этот состав входил 21 человек (несколько членов Президиума одновременно были членами Секретариата и Президиум ЦК).
Президиум ЦК 11 человек: Хрущев, Брежнев, Воронов, Козлов, Косыгин, Куусинен, Микоян, Подгорный, Полянский, Суслов, Шверник. 5 человек кандидаты в члены Президиума ЦК: Гришин, Мазуров, Мжаванадзе, Рашидов, Щербицкий. 9 Секретарей ЦК: Хрущев, Демичев, Ильичев, Козлов, Куусинен, Пономарев, Спиридонов, Суслов, Шелепин.
На съезде были выведены 9 человек из высшего руководства Аристов, Игнатов, Мухитдинов, Фурцева, Калнберзин, Кириленко, Коротченко, Первухин, Поспелов. Во первых это были ставленники самого Хрущева (т.н. группа Игнатова: Аристов, Фурцева, Кириленко), в которых он разочаровался и они были сняты с важных постов еще на майском пленуме ЦК 1960 года, а также остатки кадров группы Молотова-Кагановича (Мухитдинов, Калнберзин, Коротченко, Первухин, Поспелов).
Хрущев продолжил укрепляться за счет региональной партийной элиты, которая становилась все более влиятельной. Такими “региональными баронами” в этом составе были: Мазуров - секретарь Белорусской компартии, Мжаванадзе - руководитель Грузинской компартии, Рашидов - руководитель Узбекистанской компартии, Подгорный и Щербицкий - руководители компартии Украины, а также лояльный ему Гришин, который на то время возглавлял профсоюзы.
Состав ЦК КПСС был обновлен на 60%, из него были исключены партийцы, которые работали при Сталине и введены молодые кадры, но на уровне Президиума и Секретариата такого омоложения не произошло.
Кульминацией съезда стало принятие Третьей программы и новой редакции Устава партии. Комиссию по созданию новой программы партии и создали еще в 1958 году и во главе ее стоял Отто Куусинен. По задумке хрущевских идеологов, он ставился в один ряд с разработчиками первой и второй Программы партии: Лениным и Сталиным. В основу новой программы положили ранее оформленные идеи о мирном сосуществовании стран с различным социально-экономическим строем и об окончательной победе социализма и невозможности реставрации капитализма, высказанные на ХХ и ХХІ съездах КПСС. На этом съезде отменялся один из краеугольных постулатов марксизма, что путь к коммунизму исключительно лежит через диктатуру пролетариата, также вводилось стратегически и идеологически ложное утверждение, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм. По мнению Хрущева важнейшей задачей на этом пути была ликвидация коллективной собственности и установление единой социалистической собственности. Это стало для него навязчивой идеей. Он считал это важным препятствием на пути к коммунизму. Хрущев постоянно двигал идею ущербности, неполноценности и даже враждебности коллективной собственности и вел непримиримую борьбу с ней, запрещая артели и кооперативы, укрупняя колхозы и переводя их в статус совхозов. Это упрощенное понимание задач построения коммунизма он настойчиво воплощал в идеологических установках съезда, и его в этом ошибочном мнении поддерживали идеологи партии: Суслов, Ильичев, Демичев, Куусинен.
Для того, чтобы показать всенародную поддержку новой Программы партии, она была вынесена на всенародное обсуждение за несколько месяцев до съезда. В обсуждении Программы приняло участие более 170 тысяч человек. Хрущев был крайне воодушевлен таким масштабным участием народа в обсуждении новой Программы партии и мнил себя фигурой масштаба Сталина и Ленина, мечтал стать лидером, который привел страну к коммунизму.
Страну накрыли красивые лозунги: “Нынешнее поколение будет жить при коммунизме”, которые уже тогда были восприняты населением как маниловщина и словоблудие. Буквально сразу после съезда народ сочинил кучу анекдотов. Так один из самых зловредных, говорил, что голод - это совершенно нормально, т.к. по пути к коммунизму никто кормить не обещал.
3 минуты
4 февраля 2024