Найти тему

ТЕЛЕПАНЕ И ЧЕРЕПАНЕ


В 1929 году, на пределе перелома в краеведческом деле в Ярославле в Трудах Ярославского пединститута (и. 2, вып. 3) вышел очерк: Копорский С. А. О говоре Севера Пошехоно-Володарского уезда Ярославской губернии (материалы и наблюдения). Ярославль, 1929. Оттуда:

«…Пришельцу из южных местностей Ярославского края бросается в глаза необычный для него лесистый пейзаж. Телепшино тонет в лесу. На горизонте небо и лес. Меньше лесу на Мусоре (север от Телепшина). У Спаса на Лому (северная, пограничная часть Люксембургской вол.) опять лес. Север Водоги (пограничная часть Софроновской волости к Вологодскому у.) опять сплошь лесной...

Жители занимаются сельским хозяйством. Значительно развито скотоводство, дающее большое подспорье хозяйству. Чуть не в каждой деревне имеются маслодельные заводы. Выручка от молока - единственный доход летом телепанина. Маслодел - герой пошехонских частушек. Зиму жители работают на лесозаготовках (Юг, Согожа - сплавные реки).

Есть, но очень немного, профессионалов охотников. 5-6 убитых зимою куниц дают 150-180 руб. дохода в год. Отхожих промыслов почти нет. Несколько портных из Шишовки уезжают в Ленинград.

В Шишовке есть несколько кузниц, изготовляющих косы. (Местные косы лучше и удобнее покупных для косьбы на пустошах). В прошлом, как говорят старожилы, в Шишовке был очень развит промысел гнать деготь.

Район значительно удален от городов - Пошехонья,
Череповца и Вологды, является часто средним пунктом на пути от одного города к другому. Телепане ездят и в Пошехонье и в Череповец. Жители севера Водоги в значительной степени общаются с Вологдой. Ближайшей для них железнодорожной станцией является Чобсора на пути Череповец-Вологда (40 в.), в Ярославль, случается, ездят через Вологду.

Соседние волости - Югская и Щетинская, до революции принадлежали Ярославской губ., после революции отошли к Череповецкой. Мусора (центр Люксембургской вол.), по словам жителей, тоже имела желание отложиться к Череповцу, но удержали большие обложения сеном по Череповецкой г. Если бы не связь через кооперацию с Рыбинском, тяга к Череповцу была бы, пожалуй, сильнее.

В культурно-бытовом отношении край отсталый по сравнению с другими районами Ярославского края.

Беднее и менее культурны телепане и по сравнению с черепанами, живущими на пути из Пошехонья в Череповец, где местность более безлесна. О себе телепане отзываются скромно: „В лесу родились, 'пенью' молились- лесовОй мы народ"...

Одеваются в тканину, ситец дорог. Весь хлеб, идя из Рыбинска, увеличивается в цене на 30 %, весною перевозка стоит 50 % покупной цены. Очень распространен сифилис. Ребят потчуют коровьим соском, лет 30-50 исчезнувшим в других местах нашей губернии.

Театра, читален, какие мы привыкли видеть в иных местах губернии, здесь нет. Чуть не со всего Телепшина двое-трое из крестьян учатся в школах повышенного типа.

Жители отличаются от других ярославцев необыкновенным гостеприимством. Угостить прохожего - долг каждого. В праздник незнакомому можно идти в первый дом, и он будет гостем. Молодежь соседних деревень в любой дом заходит в гости и напивается больше хозяев. В деревнях чаще драки.

Много старинного сохранилось в быту, в стройке и одежде жителей. Словарь дает хорошую иллюстрацию этому. Имеющийся у автора фольклорный материал дает совершенно иную картину по сравнению с другими местами губернии.

Особый мотив частушки, особой по содержанию (на юге большинства таких частушек нет). Исполняется частушка под аккомпанемент вятки, а не тальянки, двухрядки и баяна. (Вятки делаются в Грязовецком и Череповецком уу.). Отсутствует кадриль, а, следовательно, и кадрильная песня…»

#РЗ_этнография
3 минуты