Найти тему
11,9 тыс подписчиков

По следам годовщины снятия блокады Ленинграда: архивные фотографии времён войны из главного музея города ⬇️


"Работаем с утра до позднего вечера. Ноги гудят. Снимаем картины со стен… Обычного чувства трепета перед шедеврами нет, хотя "Данаю" заворачиваем нарочито медленно. Скорее, скорее все это убрать! Внизу скульпторы что-то упаковывают в ящики...
С каждым днем бригада художников редеет. Пустой Эрмитаж похож на дом, из которого вынесли покойника" - вспоминала Е. В. Байкова.

Надо отметить, что план эвакуации экспонатов был готов намного раньше начала войны - заранее были составлены списки с делением экспозиции по уровням научной ценности, а в подвалах были заготовлены материалы для упаковки.
Поэтому уже 30 июня первые пятьсот тысяч экспонатов устремились вглубь страны, в Свердловск, а спустя ещё пару недель была отправлена вторая партия шедевров мирового искусства. Руководил эвакуацией директор Эрмитажа Иосиф Абгарович Орбели, которому на тот момент шел шестой десяток.

Самыми сложными в плане упаковки были масштабные полотна: их нужно было аккуратно снять с рамы и без заломов накатать на специальные валы из фанеры. Дополнительно они обтягивались искусственной замшей. На одну катушку наматывали несколько картин - они прокладывались бумагой. А чтобы валы не соприкасались с полом, по бокам имелись деревянные колёса.
А теперь представьте, сколько могла весить такая конструкция! (на третьем фото подобный вал с картиной Иванова из Третьяковской галереи - в качестве иллюстрации).

По понятным причинам, вывезти смогли не все - слишком большая коллекция, да и не все можно было транспортировать. Некоторые экспонаты, как то произведения декоративно-прикладного искусства, фарфор, серебро и некоторые картины остались пережидать войну на первом этаже музея.

После эвакуации экспозиции в Зимнем дворце оборудовали бомбоубежища, которые вмещали около 2000 человек. Здесь укрывались семьи сотрудников музея, а также архитекторы, артисты и режиссеры театров, сотрудники Академии наук, Академии художеств и Медицинской академии.

К слову, эвакуация шедевров Эрмитажа была не первой. Впервые это произошло еще во время войны с Наполеоном. А в Первую Мировую коллекция укрывалась в Москве.

Колоссальная работа, объемы и тяжесть которой очень сложно вообразить. Но те, кто был причастен к эвакуации шедевров Эрмитажа, справились с ней на все сто! А кто-то ценой собственной жизни сохранил произведения искусства для будущих поколений.
Нужно обязательно помнить об этом.
2 минуты