36,7 тыс подписчиков
Мы не знаем имен кикладцев, что изготавливали 4-5 тысяч лет назад те самые чудесные мраморные фигурки и фигуры, что привлекают внимание даже не сведущего в истории искусства и в археологии человека. Но для научного изучения требуются какие-то ориентиры внутри большого массива этих артефактов. Поэтому появились типы фигурок - к ним относят по совокупности внешних характеристик и Мастера - отдельные камнерезы, которых специалисты пытаются определить по манере изготовления фигурок. Имена Мастерам обычно давали по принадлежности первой в его стиле фигурки - фамилии частного коллекционера (например, Мастер Бастиса или Мастер Гуландриса) или музея (например, Мастер Музея Израиля или Мастер Музея Наксоса).
В конце 2000-х годов американская исследовательница кикладской скульптуры (и музейный хранитель) Пэт Гец-Джентл (Pat Getz-Preziosi/Getz-Gentle) предложила изменить терминологию и переименовать Мастеров в Скульпторов (всё ещё с прописной буквы), объясняя это более нейтральным выражением с точки зрения истории искусства. Термин "мастер" подходит для определения профессионала в своем деле, возможно, даже достигшего определенных высот, а изготовление кикладских идолов, скорее всего, было обычным ремеслом. Несколько лет длилась путаница "Мастер/Скульптор" на выставках и в каталогах американских музеев, теперь уже терминология устаканилась. Но я не специалист и не знаю, как дело с этим обстоит у нас (у нас вообще есть исследователи кикладского искусства?).
Впрочем, если с терминологией удалось кое-как разобраться, то вот с самими артефактами есть большие проблемы. Более 80% (а по некоторым подсчётам, и до 90%) кикладских идолов не имеют точного археологического контекста, поскольку происходят, скорее всего, из грабительских раскопок. А часть из известных сейчас скульптур могут быть современными подделками. Оттого и типология Мастеров/Скульпторов в некоторых случаях зиждется на выделении стилей изготовления у поддельных идолов.
Например, Скульптора Музея Наксоса или Скульптора Гуландриса можно отнести к действительно существовавшим создателям кикладских фигурок, поскольку скульптуры, которые к ним относят, происходят или из научных раскопок, или конфискованы при обстоятельствах, позволяющих предположить их подлинность и место находки. А вот, например, Скульптора Роджерса и Скульптора Карлсруэ/Вуднера можно, вероятно, считать вымышленными, поскольку надёжного археологического контекста не имеет ни одна из скульптур, которые относят к этим камнерезам.
Тут вывода никакого не будет, просто захотелось поделиться мыслями. Извинити.
Фотографии (с) The Metropolitan Museum of Art.
2 минуты
28 января 2024
226 читали