Найти тему

Я кивнул на изображение Томаса Манна.


– Проза. Поэзия – вовсе не литература, она – нечетко проартикулированный дух, – процитировал я Манна из его книги «Рассуждения аполитичного», – а вот цивилизация и литература – это одно и то же.

На литературном кружке часто обсуждали немецких авторов, на литературном кружке я часто вступался за зануд и педантов, мастеров, чтивших традиции эстетического слога, филигранных формулировок, рационального построения любого иррационального полотна – с бесконечным стремлением к совершенству. Манн стал известным в двадцать пять; его работы отличала та непостижимая тяжеловесность и одновременная эстетика, выверенная точность громоздких формулировок, без единого лишнего слова, поданная в нужном порядке, в верном положении. Я всегда хотел писать, как он, с высоким порогом вхождения, конструкциями, красоты и смысловой нагрузки которых редко кто даже из великих авторов мог добиться.

Требовательность к себе, намеренное противопоставление себя – через свое литературное творчество – когорте писателей своего века, предыдущих веков, последующих поколений… Манн сделал из таланта ремесло, рационально управлял им, производил на свет упорядоченную красоту из хаоса аморфных глубин бессознательного, эксплуатировал свое воображение – чтобы, как играющий на передовой алхимик и поэт, показывать миру, насколько велико могущество внутренней воли и творческого порыва.

Манн считал поэзию недостаточно полноценным инструментом для передачи смыслов, ограниченным законами жанра в формулировках, вынужденно разреженных содержательно, пусть и наделенными эмоциональностью – как всякий мастер, постигший силу управляемого хаоса. Манн признавал эффективность воздействия на бессознательное через образность и музыкальность – однако всего того же он мог добиться и в прозе.

А дело было в том, что Манн не позволял себе вольностей, просторечий, красок грубости и массовости, а царство разума – угрожая износить отточенный механизм производства текстов – требовало все больших сложностей, чтобы получать удовлетворение от прогресса и развития мастерства. Изыски и элитарность, рациональное словотворчество – и постоянная диагностика, неустанный самоконтроль.

Если передавить, бессознательное захочет устроить самосаботаж – и перевернуть шахматную доску. Теперь я его так понимаю!

Я кивнул на изображение Томаса Манна.  – Проза.
1 минута