62 подписчика
Иван Тургенев. На краешке чужого семейного гнезда.
Часто для своих статей перечитываю биографии прозаиков, поэтов. Есть много красивых, романтичных, но полных драматизма, а иногда и трагических историй любви. Одна из них связана с именем Ивана Тургенева. Для меня до сих пор остается загадкой странный роман Ивана Тургенева и Полины Виардо. Роман длиною в 40 лет. «Мое чувство к ней является чем-то, чего мир никогда не знал, чем-то, что никогда не существовало и что никогда не сможет повториться,» — признавался сам Тургенев. Это писал красавец мужчина. Умный, образованный, богатый. К тому же известный писатель. Многие дамы мечтали о нем. А он выбрал приехавшую на гастроли певицу. Замужнюю. Совсем не красавицу. Поэт Гейне сравнивал ее с пейзажем, одновременно чудовищным и экзотичным. Всматриваюсь в портреты Виардо: сутула, с крупными, почти мужскими чертами лица, выыыпуклыми глазами и ооогромным ртом. Впрочем, и сам Иван Сергеевич был не слеп и понимал , что Полина некрасива, но ничего сделать с собой не мог и говорил, что «ни единой точки на лице мадам Виардо не изменил бы». Чем так привлекла Полина Виардо Тургенева? Попробую разобраться. У Полины был прекрасный глубокий оперный голос. В 18 лет она выходит замуж за директора парижской Итальянской оперы Луи Виардо. Он на двадцать один год старше. Явно по расчету. Когда она начинала петь, то преображалась. Театр дрожал от оваций и браво, цветы сыпались на сцену. Тургенев потерял голову от любви, ходил на все ее спектакли, чтобы слышать ее чарующий голос. О своей страсти он писал так: «С той самой минуты, как я увидел ее в первый раз — с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит своему хозяину.» Вот так сравнение! Может, едой? Афанасий Фет о еде в доме Полины Виардо и Тургенева во Франции сказал, что обед состоял из французского бульона, слабого до бесчувствия, мясного пирожка, вареных бобов с ломтиками светившейся насквозь ветчины. Французский бульон уже готовила. Ссылка
hdzen.ru/...txy Приготовлю-ка салат с фасолью и ветчиной. Банку промытой консервированной фасоли смешиваю с 150 г. нарезанной кубиками ветчины, 150 г. свежего огурца, 1 отварным яйцом. Заправляю 2 ст.л. сметаны, солю и перчу по вкусу. Добавляю в салат рубленной зелени. Бобовые в этом простом салате сочетаются с ароматной ветчиной гармонично. Чего не скажешь о союзе Тургенева с Виардо.
Сорок лет великий русский писатель жил как друг семьи. На краешке чужого гнезда. Он влюблен — она лишь позволяла себя любить. Писатель признавался другу Афанасию Фету: «Я подчинен воле этой женщины. Нет! Она заслонила от меня все остальное, так мне и надо. Я только тогда блаженствую, когда женщина каблуком наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь». Вот теперь понятно, почему любил. Чтобы творить, ему нужна была именно такая любовь, приносящая страдания. Безответная. Когда он записал в дневнике: «Встреча с Полиной», то рядом нарисовал крест. Напророчил. Но что поделать? Он ею просто болел. Крест больной любви к ней он тащил до конца жизни, живя на краешке чужого семейного гнезда.
2 минуты
2 февраля 2024