Найти тему
55,3 тыс подписчиков

Лидеры итальянского кинопроката 1970-х годов.


(в списки фильмов включены также совместные кинопостановки, в основном – франко-итальянские)

Анализируя списки лидеров итальянского кинопроката первой половины 1970-х, подчеркнем, что до 1976 года в Италии все еще сохранялся высокий уровень посещаемости итальянских фильмов. Итальянские картины, ежегодно входящие в первые десятки лидеров итальянского кинопроката, в этот период собирали аудиторию от 4,3 млн. зрителей до 15,6 млн. зрителей.
При этом лидером итальянского кинопроката 1970-х стал сенсационный фильм Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже» (15,6 млн. зрителей и второе место по кассовым сборам за всю историю итальянского кинопроката; всего сто тысяч зрителей не хватило этой картине, чтобы догнать по посещаемости итало-американскую «Войну и мир»).
Однако во второй половине 1970-х ситуация в итальянском кинопрокате резко изменилась: начиная с 1976 года основная масса итальянских фильмов из первой десятки лидеров посещаемости набирала от 0,4 млн. до миллиона зрителей, а картины, замыкавшие первую десятку, как правило, не могли преодолеть порог посещаемости в полмиллиона зрителей.
И это при том, что даже после смерти Витторио Де Сика (1901-1974), Лукино Висконти (1906-1976), Пьетро Джерми (1914-1974) и Пьера-Паоло Пазолини (1922-1975) в Италии оставалась еще немало талантливых режиссеров потенциально имевших возможность привлечь в кинозалы миллионы зрителей.
Одна из причин падения посещаемости итальянских фильмов во второй половине 1970-х была в том, что именно в это время Голливуд сделал ставку на зрелищные фантастические блокбастеры («Звездные войны», «Контакты третьего уровня», «Кинг Конг», «Супермен» и др.), которые, оказавшись в итальянском кинопрокате, существенно потеснили итальянскую кинопродукцию…
Добавим сюда еще и экспансию телевидения (с его многочисленными развлекательными программами), ставшего в Италии еще более массовым.
Еще одной причиной снижения посещаемости итальянских кинотеатров во второй половине 1970-х стала деятельность террористических групп: многие люди стали просто опасаться идти в кинотеатры…
Впрочем, это не помешало пробиться в первые десятки лидеров итальянского кинопроката и работам крупных мастеров: «Декамерону» (11,2 млн. зрителей) и «Кентерберийским рассказам» (4,6 млн. зрителей) Пьера-Паоло Пазолини, «Амаркорду» (6,1 млн. зрителей), «Казанове» (0,4 млн. зрителей) и «Городу женщин» (0,4 млн. зрителей) Федерико Феллини, фильмам «Мы так любили друг друга» (5,4 млн. зрителей) Этторе Скола, «Двадцатый век» (0,9 млн. зрителей) Бернардо Бертолуччи, «Невинный» Лукино Висконти (0,6 млн. зрителей) и др.
Социально-политическая тематика в итальянском кино 1970-х по-прежнему сохранилась («Задержанный в ожидании суда», «Следствие закончено: забудьте», «Дело Матеи», «Дайте чудовище на первую полосу», «Сиятельные трупы», «Уважаемые люди» и др.), однако во второй половине этого десятилетия все активнее стала вытесняться тематикой эротической.
Предпочтения массовой итальянской аудитории в 1970-х были, как и ранее, ориентированы на развлекательные жанры (к комедиям и мелодрамам взамен спагетти-вестернов добавились многочисленные фривольные ленты, снятые на пике так называемой «сексуальной революции», а также кровавые «джалло», в которых эротическая тема также занимала далеко не последнее место).
Разумеется, в советский кинопрокат ни эротические ленты, ни джалло не попадали. Зато итальянские картины социально-политической направленности были представлены довольно широко. Плюс к этому с тем или иным опозданием были показаны выдающихся мастеров киноискусства: «Амаркорд» Федерико Феллини, «Мы так любили друг друга» Этторе Скола, «Невинный» Лукино Висконти и «Процессия: репортер» Микеланджело Антониони.
А вот нашумевшие фильмы 1970-х «Двадцатый век» Бернардо Бертолуччи и «Ночной портье» Лилианы Кавани попали в советский кинопрокат только на излете «перестройки»: в 1990-1991 годах. (...).
Киновед Александр Федоров. Окончание текста и список лидеров итальянского кинопроката 1970-х здесь: dzen.ru/...ni6
Лидеры итальянского кинопроката 1970-х годов.
3 минуты