Найти тему
18,3 тыс подписчиков

[Ships] Г-5

Поиск, спасение и сохранение погибших кораблей и создание на их основе музеев или хотя бы элементов экспозиции дело не простое, требует времени, средств, желания и, как не странно, аккуратности и осторожности. Память она такая - хрупкая, иногда буквально - "беззащитная".
Пример тому - судьба торпедного катера Г-5, который был найден и поднят в Севастополе. Но сразу скажем, дело это долгое.

Все началось еще весной 2020 года, когда в СМИ появились сообщения о том, что в Карантинной бухте был найден торпедный катер типа Г-5, его обследовали и решили поднять. Ну разве уже такая новость не может не порадовать!?
И действительно его подняли, и в начале все было хорошо.
По словам журналистов, катер и его состояние предварительно осмотрели на дне с использованием подводного аппарата, проанализировали дно и наносы грунта, подключили специальное оборудование чтобы размыть ил и все лишнее.
Водолазы дали свою оценку: «...Красивый, нормальный стоит на ровном киле, снизу немного дырки есть, а так - целый, не гнилой, живой...." . Выступил начальник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ЧФ, который четко определил, что процесс подъема не представляет собой сложностей, работы он определил как "средней степени сложности". И действительно, это ведь не "Титаник" поднимать в океане. Всего то глубина 11-12 метров, закрытая бухта от ветров и волнения.

Вообщем, подогнали кран, завели стропы, и начали.... И ведь все правильно делали и все вроде как понимали, иначе бы не говорили так: ".... Одна ошибка может привести к повреждению корпуса – сказывается долгое пребывание в солёной воде. .. особое внимание уделяется распределению веса при закреплении корпуса на крюки грузового крана. Как только катер частично оказывается на поверхности – соль тут же смывают мощным напором воды".
И действительно не забыли смыть с корпуса соль, и на видео это сняли, и показали в репортаже....

Катер подняли.
Правда корпус не выдержал и РАЗЛОМИЛСЯ, причем как раз там, где были стропы. Правда об этом в официальном репортаже не сказали, но кадры этого были зафиксированы.
Как видно на фото - тросы не стали пропускать под днищем (наверное для этого были причины), а зацепили тросы за крепления на корпусе (фото 8). Но корпус не смог пережить 78 лет на морском дне и тонны ила в трюме.
Так добавилась работа по восстановлению катера, и еще в 2020 году.
Но уже тогда было сказано, что катер займет достойное место в музее, но предварительно его надо идентифицировать. А тут еще и проблемы с восстановлением корпуса добавились.
В СМИ говорится, что это был "редкий довоенный тип торпедоносца", )). Ну что тут сказать, видимо им виднее, но справочники говорят, что таких катеров было построено 329 единиц, из них 69 единиц входило в состав ЧФ и еще 42 было построено в годы войны. Редкие? Правда и погибло их не мало, на том же ЧФ - 48 (данные могут отличаться по разным источникам).

Историки отмечают, что при обороне Севастополя в 1941-1942 годах затонуло шесть торпедных катеров данного типа. Так что есть варианты из чего выбирать.
На этом мы сделаем паузу, и предложим читателям высказать свое мнение о том, какой катер был поднят в Севастополе, и по какой причине он оказался на дне Карантинной бухты.
А мы вернемся к этой теме в ближайшие дни, тут тоже есть много любопытного.

На фотографиях - Торпедный катер Г-5 на морском дне и его подъем, еще четыре года назад.
Фото взяты из открытых источников в сети Интернет и СМИ.
2 минуты
211 читали