18 подписчиков
Говоря об Ясудзиро Одзу прокладываем мостик в наши дни, позволив себе минутку восхищения постоянностью увлечения Японией Вима Вендерса, свидетельством которого и стал, безусловно, фильм «Perfect Days» 2023 года. Но у нас на повестке дня и, шире - недели, творчество Одзу, так что ловите впечатления о его творчестве.
Для меня его творчество олицетворяет «потерянный рай кинорежиссеров»…
По средствам самого скупого набора средств этот режиссер рассказывает все одну и ту же простую историю с теми же персонажами, и почти всегда происходящую в одном и том же месте: в Токио. Темой всех этих лет, не считая совсем ранних, была традиционная японская семья, которая медленно, едва заметно, распадается, исчезает, а вместе с ней трансформируется и японская аутентичность и национальное сознание.
Речь чаще всего идет о смерти кого-то из родителей или о замужестве дочери. Кроме того его картины фиксируют все чаще появление в японском традиционном укладе западных - преимущественно американских предметов, слияний, веяний: неоновые фонари, латинский шрифт, гольф и бейсбол, признаки женской эмансипации, рекламу, англоязычные словечки в повседневной лексике японцев. Но нет во взгляде режиссера ни ностальгии, ни жалоб, ни стенаний, есть лишь тихая грусть и сожаление.
Мир стал бы иным, если бы у каждой культуры был такой хронист, как Одзу - непредвзятый, честный, чуткий, тактичный, добросовестный, осторожный, любящий мудрец, который держит зеркало перед глазами своей эпохи.
Из интервью Вима Вендерса для «Frankfurter Rundschau”, 11.12.1993
1 минута
3 февраля 2024