400 подписчиков
Рычим!
Работу над Р мы проводим одновременно в двух направлениях:
- "раскатываем" звук, делаем его более "комфортным" для произнесения, убираем лишнее напряжение, делаем выдох более направленным, а язык более расслабленным. Оттачиваем артикуляцию прямо во время рычания.
- Вставляем новый звук (пусть ещё и корявый) в слова (как правило, начало слова и интервокальная позиция). Для того, чтобы как можно раньше уходить от старого стереотипа и привыкать к новому. Особенно это касается детишек с фонематическими нарушениями. С ними и вовсе мы больше опираемся не на артикуляцию, а на слух. Прямо в словах. Потому что фонема - это про звук в слове, а не про изолированный звук.
- Работаем над "коротким" звуком, практически одноударной вибрацией. Иногда у детей сам по себе параллельно с Р встаёт Рь прямо в словах. Наше дело - его "отшлифовать". Иногда это не очень получается, тогда сначала хорошенечко до удобного звука отрабатываем Р, а потом "смягчаем" его через фслух, моим приёмом "девочка/дед" (теперь это прием "Тютя/Бука").
А в тетрадках "Рычать подано" и одноименном курсе - подробно про постановку и автоматизацию звука, всякие нюансы и тонкости.
Около минуты
4 февраля 2024