27 подписчиков
А вы знаете, как первоклассники в Китае учатся умножению? Они используют незнакомую нам схему, показанную на картинке, что приложена к посту. На картинке показан пример умножения 14 на 23. Для этого горизонтально рисуют одну палочку и четыре палочки – это число 14. Затем их пересекают двумя и тремя палочками – это число 23. После чего суммируют пересечения по определенному правилу, как показано на рисунке. Более детальное объяснение можно найти на YouTube.
Когда я впервые увидел эту методику, то подумал о том, насколько глубоко укоренена идея перекрестка в культурную матрицу Китая. Полагаю, что тут не обошлось без Го.
Красота Го в удивительной простоте и иллюстративности игрового движка. Как отмечал брат Эммануила Ласкера – Эдвард Ласкер: «Правила Го столь просты, элегантны и предельно логичны, что если где-то во вселенной существует разумная форма жизни, эти существа должны играть в Го!»
Я часто рассказываю историю о том, как на доске Го был показан план объединения Китая. Эта легенда характерна для Древнего Китая, где Го работало как практический инструмент для решения проблем.
Благодаря своей простоте принцип двоичности (ноль и единица) дает огромный набор вариативности. Корректно ли сравнивать черно-белые камни с нулем и единицей? Нулевым влиянием, скорее, обладает игровое поле. А камни – это силы противодействия, которые окрашивают в свой цвет изначально нейтральную доску. Но именно «нули», пустые перекрестки доски, обеспечивают жизнь камням.
Считается, что в европейскую науку двоичное счисление ввел Лейбниц в своей работе 1679 года «Explication de l'Arithmétique Binaire». Мы знаем, что Лейбниц очень хотел познакомиться с основами игры Го. Он даже написал небольшую заметку, отметив, что размер игрового поля, по-видимому, означает, что игра весьма мудреная. Однако выяснить детали немецкому ученому не удалось. А жаль! Думаю, что игра его увлекла бы.
1 минута
20 января 2024