Найти тему

Не секрет, что самый популярный жанр в соцсетях — селфи. Документация собственного существования служит интуитивной попыткой сохранить личность от распада и неминуемого исчезновения. К тому же, саморепрезентация миру частично закрывает одну из важнейших человеческих потребностей — во внимании и даже, можно сказать, любви. Когда же за дело берется художник, то тут, как правило, добавляется еще исследовательский азарт и прелесть игры в переизобретении себя. В этом отношении безусловная королева селфи — Синди Шерман. Сегодня живой легенде фотографии исполняется 70 лет.


Уже несколько десятков лет она выступает одновременно в роли гримера, костюмера, реквизитора, модели и фотографа. Международное признание Шерман началось с серии Untitled Film Stills (1977–1980), когда она предстала на снимках в образах героинь фильмов-нуар или лент итальянского неореализма. Фотографии вызывают острое ощущение дежавю, хотя каждый кадр целиком срежиссирован Шерман и никогда не появлялся на большом экране. Все дело в том, что художница чутко реагировала на клише массовой культуры и умела полностью перевоплощаться в своих персонажах.  

Поэтому каждую серию фотографий можно воспринимать как фиксацию постмодернистского перформанса, а также полноценное культурологическое и социальное исследование. В проекте History Portraits, примеряя на себя образы с шедевров старых мастеров, Шерман обращалась к вопросу отношения оригинала и репродукции. В серии Sex Pictures, соединяя предметы из секс-шопа с хирургическими инструментами, она говорила про объективацию и коммерциализацию тела рядом индустрий. А в Hollywood/Hampton Types размышляла над драмой женщин, неуклюже пытающихся удержать молодость и красоту под диктатом общественных стереотипов и рекламы. При этом фотография Шерман всегда обладает гуманистической интонацией: за иронией скрывается не порицание, а сочувствие. Нарочитая грубость макияжа и реквизита раскрывает целый набор масок и ролей, которыми пользуются люди в попытке либо найти собственное Я, либо избавиться от него.
1 минута
282 читали