Найти в Дзене
2 подписчика

Сдерживание по-немецки


После противоречивых размышлений Bild на тему "будущей российской агрессии" против восточного фланга НАТО Борис Писториус дал новое интервью, в котором ответил на ряд вопросов о будущем политики безопасности ФРГ, а также развеял описанные таблоидом мифы.

Министр обороны оценивает "риск нападения России" как маловероятный. С его точки зрения, это может стать возможным лишь через 5-8 лет. Подчеркнем: стать возможным - не значит произойти.

Вдобавок, Писториус провел черту под дискуссией о поставке ракет "Taurus". Он считает, что о таком решении не может быть и речи. Достаточно сильный сигнал о будущем характере поддержки Берлином Киева. Особенно - на фоне недавнего голосования Бундестага, в котором большинство депутатов также высказались против отправки этих крылатых ракет Украине.

Министр обороны в очередной раз прокомментировал перспективы возобновления обязательной военной службы. По его словам, ведется активное рассмотрение возможных вариантов. Ключевой моделью, на которую ориентируется ведомство, похоже, является шведская. Писториус отметил, что немецкие военные на примере боевых действий на Украине увидели, сколь большую роль играет военный резерв. По его мнению, Германии необходима более прочная связь между вооруженными силами и обществом.

Писториус высказался и по поводу "долгового тормоза" и бюджетного вопроса. По его мнению, следует не формировать "специальные фонды" (как 100-миллиардный специальный фонд Бундесвера), а полноценно расширять статьи расхода на оборону. "Долговой тормоз", по мнению министра обороны, является рудиментом времени, когда Германия могла могла себе позволить не делать дополнительных заимствований. Сейчас же его существование мешает стране преодолевать последствия современных кризисов.

Красной нитью сквозь интервью проходит апеллирование к "сдерживанию", связанному как с "ядерным зонтиком" Европы, так и со способностью Бундесвера защищать Германию. Писториус заявляет, что пытается "разбудить общество", а также приводит в пример опыт времен Вилли Брандта и Гельмута Шмидта, который, по его словам, демонстрирует, что мир возможен даже в условиях Холодной войны, а ключ к нему - сдерживание.

Возможно, эти слова Министра можно рассматривать в качестве его видения будущего формата российско-германских отношений. На смену прошлым подходам Берлина к Москве, вероятно, придет стратегия сдерживания, которая должна будет предотвращать возможность возникновения прямого военного столкновения. Возможно ли в таких условиях "вооруженное сотрудничество" и в целом какие-либо отношения, кроме отношений взаимного сдерживания, Писториус не уточняет.

Косвенный ответ на этот вопрос дает исторический контекст: упомянутые времена Вилли Брандта, например, были связаны не столько с высокой готовностью вооруженных сил ФРГ отразить теоретическую атаку СССР, сколько с упомянутой концепцией "изменения через сближение". Сотрудничество было возможно даже во времена высокого уровня геополитической напряженности.
2 минуты